hippy.ru

 

В октябре 2007 года нам домой пришла посылка от Алика - с книгами. Второе издание книги легендарного Илька Лемка "Лвiв понад усе", 2007 было надписано золотой ручкой: "Любаве и её друзьям-хиппи в России на память от друзей из Украины - история Львова 60-х-70-х, львовского андеграунда (рок-музыки, моды, хиппи)"...

Вниманию русскоязычных мы представляем малохудожественный перевод текста главы "Гiпи и "Вуйки" - переводчиками работали мая мама и Настя Glazoo из Киева.

Восторги и вопросы по поводу текста можно посылать непосредственно Алику на olisevych@ukr.net.

Если кото-то припрёт написать самому Илько - то, полагаю, Алик сможет передать и такое письмо.

2007

Илько Лемко

глава "Движение хиппи" из книги "Львов превыше всего"

Движение хиппи припозднилось на нашей земле, по крайней мере, на семь лет. Первые хиповые потуги конца 60-х во Львове широкого размаха не имели. И вот, где-то с 1974 года, это движение становится у нас массовым. Квинтэссенция идеологии хиппи, мне кажется, заключена в нескольких строках Нового Завета: «Любовь превыше всего», «любите и врагов своих», «и если кто-то ударил тебя по правой щеке, подставь ему левую», «хочешь быть совершенным – продай всё, что имеешь и раздай бедным». И, опять же, - «Любовь превыше всего, любовь долготерпит, любовь милосердствует, не завидует, не гневится, любовь никогда не прекращается».

В оригинале: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» Новый завет, Russian Synodal Matthew LIO 23/04/91 ed kk 31/07/91 - прим.перевод.

 Хиппи – это любовь, мир и цветы. Кто имеет уши, пусть слушает! Одна девушка-хиппи из России рассказывала мне, что перед тем, как брать в руки Библию, она моет руки, лицо и(!) чистит зубы.

Некоторые считают,  что философия хиппи уходит своими корнями в учение античных киников, основная идея которых такова: «Наслаждайся жизнью, жизнь - это дар богов и не следует его растрачивать напрасно на пустые и бесполезные вещи, такие как богатство, роскошная жизнь и всё то, что мешает человеку существовать в гармонии с этим миром и богами».

Данная человеку от рождения священная сущность не должна быть заглушена неестественными, надуманными и вредными потребностями, навязываемыми миром.

 Вопрос про то, что есть самое ценное в жизни человека, решает отец школы киников, Диоген, в своём разговоре с Александром Македонским. Александр как-то подошел к Диогену, сидящему на земле, греющемуся в солнечных лучах, и сказал: «Я слышал, что ты самый мудрый человек в мире. Я, самый сильный и богатый царь, преклоняюсь перед твоей мудростью. Проси у меня, что хочешь». Диоген ответил: «Знаешь, отойди, пожалуйста, немного в сторону. Не заслоняй мне солнце». Это был настоящий хиппи!

Идеология хиппи стара, как мир. Не говоря уже про новейшую эпоху, в средневековье, и в античные времена, и в эпоху древней истории, всегда находились чудаки, которые протестовали против идиотизма того способа жизни, который называется «жить как люди». Идиотизм нашей будничной жизни, по мнению этих вечных чудаков, - вставать в седьмом часу утра, одевать отглаженный костюмчик с галстуком и идти зарабатывать деньги, деньги и еще раз деньги.Деньги превыше всего. Духовность? Мораль? Вечность? Это просто какие-то невразумительные слова для человека в костюмчике. Любовь к ближнему? Гармоничное единение с природой? Духовная свобода? Смех, да и только.

Деньги, зависть, комфорт, роскошная жизнь, лицемерная мораль и лицемерная добропорядочность – вот, что нужно всем в этом мире. Это и есть нерушимый закон для всех. Это понимают все нормальные люди. Но хиппи – ненормальные и глупые люди. У них всё наоборот: их ценности – это любовь и свобода, любовь к людям и к природе, свобода тела и свобода духа. Мир, любовь и свобода – как абсолютное проявление человеческой сущности.

Были ли у нас настоящие хиппи? Наверное, были. Наверное, у них, как и у их западных предшественников, это был небольшой период жизни. Но, во всяком случае, в этот период они придерживались системных взглядов. («Системой» называли всех советских хиппи в целом. Хотя ни одной организационной структуры они не имели.) Но есть и такие хиппи, которые всю свою жизнь придерживались и придерживаются высоких идеалов хипового братства. Это, например, всем известный львовянин Алик Олисевич. Он всегда отличался экстравагантной внешностью и перемещением по городу на велосипеде.

Алик – человек, независимый от материальных условий жизни настолько, насколько это можно вообще. Человек щедрый, приветливый, дружелюбный, необыкновенно энергичный и деятельный. Сейчас Алик, как и во времена тоталитаризма, борец за свободу и права человека, глава львовского отделения «Международной Амнистии».

Припоминаю классического «системного» тех времён – эстонца Айвара Ойя, гитариста известнейшей блюзовой группы из Таллина, «Магнетик бэнд», от которого всегда пахло сеном. Яркой личностью был и Миша Бомбин, сейчас – корреспондент «Радио Свобода» в Латвии. Но особенно интересным человеком была девушка-хиппи из Москвы, Джанис – беззубая и физически непривлекательная, но человек такой несгибаемой силы духа, что всегда вызывала восхищение и уважение.В семидесятые  важнейшим элементом движения советских хиппи было общение, поэтому никого не удивляли хиппи из Владивостока или Хабаровска, которые приезжали на выступления музыкантов, на так называемые «сейшены» (искаженное английкое «session»), в Ригу, Крым или Львов.

Первый известный львовский сейшн, на котором присутствовали хиппи из многих городов СССР, прошел в саду монастыря Кармелиток босых, всего в каких-то 50-ти метрах от дома львовского обкома КПСС летом 1976 года. На сейшене играла рок-группа «Вуйки» («Дядьки») - или еще их называли «Супер Вуйки». Эта группа вместе со своим девизом «Срав пес!» («Срал пёс!») – значительное явление, известное во Львове в середине 70 – начале 80 годов. Мне, как лидеру этой группы, тяжело писать про неё и поэтому я ограничусь выдержками из современной прессы.

«Это было в году 1979, в июле. Верному ленинцу Леониду Брежневу, который тогда отдыхал в Крыму, внезапно захотелось к пионерам из лагеря «Артек». И можно было генерального секретаря отговорить, а чтобы не довести его чем-то до нервного расстройства, его окружение поехало в Гурзуф посмотреть, нет ли там чего-нибудь лишнего, недозволенного и для ильичевого глаза неприятного. И поехало и посмотрело, что такого там почти с полсоюза нерушимого собралось. Волосатые, ободранные, нечесаные. А когда первых нарушителей гражданского спокойствия поймали, то обнаружилось, что собралось их столько, чтобы посмотреть и послушать львовскую рок-группу «Вуйки», которая как раз тогда выступала на гурзуфской танцплощадке. Чтобы не спровоцировать социального взрыва, кгбисты повязали «Вуйкив», быстро и оперативно погрузили их аппаратуру в шикарный «Икарус» - по маршруту Гурзуф-Симферополь и далее Симферополь-Львов (по воспоминаниям Лемка).«Итак, пик Великого Застоя непосредственно отразился на молодёжной музыкальной среде города Львова. Казалось, никто не всколыхнет масляную поверхность серого болота. Однако, в это время тут возникло легендарное явление, называвшееся «Святой Сад» и «Супер Вуйки». Сами «Вуйки», которые появились во времена смены одной легенды другой, не могли иметь собственной идеологии. Частично она отпочковалась от недавно прошедших шестидесятых, частично вбирала в себя индивидуальные духовный поиски членов группы, но категорически отказывалась принять эру прагматизма, жлобства и цинизма. Интеллект, «хипповщина» и «глюковость» присутствовало во всём: в творчестве, в поведении, в отношении к окружающим. В какой-то мере это было осознанием бессмысленности любых усилий, направленных на изменение неблагополучной судьбы – кармы – которая властно тянула туда, куда может, и не совсем хотелось. Идеология «Вуйков» стала также и идеологией Республики «Святого Сада» Монастыря Кармелиток Босых – бастиона всего свободолюбивого, романтичного и загадочного, своеобразной Мекки для львовской хиповой, полуразбойничьей – полутворческой и наивысшей мерой неформальной тусовки в духе нонконформизма. «Вуйкам» удалось такому интернациональному явлению, как рок-музыка, придать черты украинской национальной идеи. Само название «Вуйки» как бы говорило красным властьпридержащим «Вы презрительно называете население Западной Украины «вуйками», смеётесь над нашим языком и культурой, затаптывая нас в грязь. А мы, «Вуйки» - вот какие. Мы, а не вы, властители тысяч молодых сердец и наш девиз «Срал пёс!», что переводится на разные лады: «Срал пёс в красной конюшне!» «Срал пёс на КПСС!» (что поэтичнее на украинской мови: «Срав пэс на КПСС») «Срал пёс колючей проволокой!»; значит мы, «Вуйки», имели вас, красных панов.Эзоповским языком наших песен мы говорим, что ваша власть эфемерна, вашу красный копытяк (растение, по-украински: конюшина) непременно обкакает наш пёс и наша молодёжь не подчинится вам (идёт речь про песню «Расцвел красный копытняк» - «Розцвила червона конюшина», 1979). Возможно, «Вуйки» дали молодёжи хоть немного того свободолюбия, которое было так необходимо на переломе восьмидесятых-девяностых. Так уж случилось, что идеология, имидж, спсоб мышления и поведения значили для этой группы больше, чем сама музыка»…

«Год 1977. «Вуйки» на сцене школы №35. Все парты и стены классов еще до выступления исписаны именами кумиров. Невзирая на категоричный запрет школьного начальства, «Вуйков» всё-таки привозят под видом чилийской группы «No pasaran!», которая пострадала от репрессий пиночетовского режима. Барабанщик «Вуйков», любимец львовских девушек, Хуан Карлос Коцюмбас, аргентинский репатриант, свободно разговаривает по-испански и его увлеченно слушают представители администрации, пионерские и комсомольские активисты, дарят гостям цветы. Сначала «чилийцы» играют что-то пристойное – латино-американское, но постепенно начинается тяжелый рок. Кто-то докладывает наверх, что произошел подлый обман и директор школы с криками: «Этим националистам и мошенникам не место в нашей школе!», выключает звук, чем вызывает настоящий бунт среди учеников. Несчастная женщина вынуждена убегать и закрываться в учительской до приезда усиленного наряда милиции»…

«Год 1978. «Вуйков» приглашают на вечер в школу №77. Выступление группы вызывает у учеников неистовое восхищение. Толпы поклонников окружают школу с надеждою любым способом попасть внутрь, кто-то пытается залезть в окна второго этажа с помощью откуда-то принесённой лестницы. Но усиленные наряды милиции с собаками предотвращают эти попытки. В перерыве между отделениями Лемко проводит викторину на знание рок-музыки и вручает победителю пластинку Джимми Хендрикса. Победителем является бывший басист «Вуйков», Михаил Саврук (Джаггер). Вскоре «Вуйки» приглашены в ту же школу на выпускной бал. Поскольку директор предупредил, что эта «банда» попадет на школьную сцену только через его труп, группе приходится снова прибегать к маскараду, подобрав себе название комсомольской ориентации «Ритмы Карпат» и переодевшись в черные костюмы. Несколько первых песен были вальсами и польками, но это продолжалось недолго, потому что сняв осточертевший наряд, парни оказались в форме спортивного клуба «Карпаты» и врезали такой рок, что вечер снова закончился скандалом»…

«Год 1979. Признание группы достигло максимальной величины, наблюдались случаи истеричного восхищения публики. Цикличное развитие событий по сценарию: ажиотаж – переполненный зал – провокация – отказ администрации от дальнейшего сотрудничества повторялся почти во всех известных львовских молодёжных клубах: «Ляпi», «Газi», «Энерго». Традиционные танцы перестали быть танцами. В набитых битком залах сначала были попытки каких-то танцевальных движений, но эти потуги заканчивались неудачно и на протяжении всего выступления слушатели стояли настолько близко один к одному, что нельзя было пошевелиться. Под разными поводами администрация клубов отказывала «Вуйкам», несмотря на явную материальную выгоду от сотрудничества.  Летом 1979 года состоялось знакомство «Вуйков» с сотрудниками крымского КГБ, которые были подняты на ноги по поводу приезда генсека Брежнева в «Артек» как раз в то время, когда «Вуйки» играли на гурзуфской танцплощадки - как раз через год после выступления там «Машины времени». Гурзуф всегда был традиционным местом хиповых тусовок, но в тот год, чтобы послушать «Вуйков», собрались представители Системы почти со всего Союза. Операция вывоза социально опасных элементов Большой Ялты было проведена кгбистами оперативно и эффективно. Члены группы философски поблагодарили наследников дела Дзержинского за помощь и за загруженные и разгруженные несколько центнеров аппаратуры. Крымское КГБ передало дело «Вуйков» и их самих в чуткие руки своих львовских коллег»…

«Год 1981. Последнее выступление в истории «Вуйков» началось в школе №60 бунтом школьников, которые фактически разогнали руководство школы и захватили помещение. Спортзал мгновенно заполнился толпой почитателей, остальные заполнили школьные коридоры и улицы. После четвертой песни прибыл отряд охраны правопорядка, задержал членов группы и конфисковал всю аппаратуру. Возмущенная толпа подростков двинулась по улице Патона к центру города, скандируя: «Нам хлеба не надо, мы «Вуйками» сыты!» и «Нам солнца не надо, нам «Вуйки» светят!» На следующий день в областное КГБ пришел документ из Зализнiчного РВВС, на территории которого происходили беспорядки: «После выступления в средней школе №60 ансамбля «Вуйки» толпа молодёжи шла по направлению к центру города и скандировала требования «Хлеба, масла и колбасы». После этого эксцесса «Вуйки» тактично приостановили свою творческую деятельность, потому что стало ясно, что любая попытка организации их выступлений где-либо будет сорвана в самом начале».

Что я ещё могу добавить к этим статьям? Разве что незабываемые впечатления от того факта, что у тебя дома не замолкает телефон от звонков девушек, которые мечтают с тобой познакомиться или ощущение свободного полёта в ту минуту, когда тебя подбрасывают вверх десятки сильных молодых рук. И еще одно, главное: ощущение, что когда тебя не принимают нигде на работу – это свидетельство твоего, может и минимального, но влияния на те процессы в общественной жизни, которые ведут к свободе.

Как-то получается, что история «Вуйков» вплетается в контекст истории хиппи, хотя никто из «Вуйков» не был хиппи в классическом понимании, а кто-то даже находился очень далеко от них. Хиппи, как  и «Вуйки», были грязным пятном на показушном фасаде советского образа жизни, а всё, что пачкало этот фасад, нещадно преследовалось. Но хиппи жили вдалеке от мира политики, поэтому им очень сложно было «пришить» криминал. Поэтому их преследовали в административном порядке.

Конечно, легко демонстрировать своё превосходство над человеком, который выступает против насилия и не отвечает на хамство. Поэтому для многих советских блюстителей порядка, особенно из ДНД (добровольных народных дружин), наилучшим развлечением было унизить, поиздеваться и, наконец, ударить человека, у которого внутренний этический кодекс не позволяет таких действий даже для самозащиты.

Но однажды дндшники жестоко просчитались, когда пришли в Святой Сад издеваться над хиппи. Тусовка нашей садовской республики заступилась за людей, которые всегда вели себя ласково и покорно, говорили мягко и тихо и по всяким поводам дарили всем цветы. Мы отлично «настучали по голове» этим неотесанным и жестоким люмпенам, от которых пахло дешевыми «чернилами», а когда к ним, лежащим по всему саду, на помощь приехало аж три ментовских воронка, нас там уже и близко не было.

Сама атмосфера сотрудничества с хиппи всегда вынуждала становиться лучше, толерантнее к взглядам и мыслям других, задуматься над собственной жизнью. Поиск себя в религиях (а это были, в основном, христианство, буддизм и кишнаизм) побуждал хиппи к изучению разных способов самосовершенствования.

Одних они вели к глубинам духовности, которые давали им силы действовать и выживать среди насмешек и гонений.

Других, которых к великому счастью, было меньше, искушали неприродные способы расширения сознания. Их диагнозом стала наркомания, а это – неминуемая утрата человеческой сущности, неминуемая утрата идеалов, неминуемая преступность и неминуемая ранняя смерть.

В 1977 году, в день памяти известного гитариста Джимми Хендрикса (от умер 18 сентября 1971 года), во Львов съезжались хиппи. Тогда был запланирован большой сейшн, но милиция сработала чётко: системных, которые прибыли с Москвы, Питера, Прибалтики и даже с Дальнего Востока, забирали просто с железнодорожного вокзала. В те дни во Львове было задержано несколько сотен хиппи. Власть провела эти аресты для профилактики возможных провокаций приехавших против советского праздника 17 сентября, дня оккупации советскими войсками Западной Украины в 1939 году.

Прошло время, а влияние хиппи во Львове осталось. В первую очередь в жизни львовской богемы, через которую прошло много «детей-цветов», а также в произведениях искусства, элементах одежды и украшений современной молодёжи. Собственноручно сделанные хиппи-нашивки, оригинальные заплатки и вышивки, многочисленные «фенечки» (браслеты, бусы, талисманы) достойны искусствоведческого исследования.

Так иногда хочется услышать: «Мир и любовь вам, братья и сёстры», но новая эпоха диктует новые ценности и хочется верить, что какие-то новые сегоднящние ценности есть лишь трансформация прежних, поскольку добро и любовь неизменны.

Нашу тусовку Святого Сада, куда входила молодёжь из разных социальных слоёв, от сына дворничихи до дочки директора военного завода, от «кентов», которые отсидели за злостное хулиганство, до маминых сыночков – законченных интеллектуалов, можно рассматривать можно рассматривать как хрестоматийную неформальную ячейку общества. Если школу или ВУЗ можно охарактеризовать как полуформальные группы, то классическая формальная общественная ячейка – это работа, на которой тебе приходится зарабатывать деньги.

Будучи семь лет Президентом Республики Большого Сада, я мимоходом проследил разницу между неформальной и формальной тусовками. Неформальная, уличная тусовка, характеризуется открытостью и честностью отношений. Тут всё лежит на поверхности. Уважение вызывают такие вещи, как физическая сила, умения, знания и моральный авторитет членов тусовки. Фальшь, позерство, блеф, подмена ценностей тут «не канают». Если ты даже сын первого секретаря ЦК, не говоря уже про директора военного завода, это тут, на улице, абсолютно ничего (!) не значит, в отличие от школы, института или предприятия, где всё наоборот. Если ты имеешь накачанные бицепсы, умеешь хорошо играть в футбол или на гитаре – ты всегда человек №1.

Недаром «понты» - это слово с отрицательным смыслом не только в криминальных тусовках, но и во всех неформальных, включая хиповую.Если вы, например, не имея физической силы и достаточных оснований будете угрожать кому-то «набить рыло», ваш блеф выявится в считанные минуты.

Это касается также и моральных черт. «Колотить понты» - очень неблагодарное дело, потому что потом, если вас только не выкинут из тусовки, вы навсегда останетесь в ней парией. Подлость, интриги, закулисные разборки – ценности, абсолютно неэффективные в уличных тусовках. В формальной среде всё наоборот. У цивилизованного общества свои законы. Там понты, действительно, большая сила.  Человек, по сути, никчемный, «на понтах», может сделать головокружительную карьеру в обществе. Для примера посмотрите хотя бы на большинство тех людей, которые руководят нашей страной.

Те настоящие человеческие черты и ценности, которые придают тебе преимущество в неформальной тусовке, или будут ненужными,  или помешают тебе в формальной.Твой талант, знания, умения станут предметом зависти, потому что таким образом ты станешь потенциально опасным конкурентом, который может кого-то выпихнуть с его насиженного места. В формальном коллективе намного выгоднее и спокойнее выращивать и держать возле себя сереньких середнячков, а самому усовершенствоваться в нашептывании, науськивании и подзуживании.  Новые времена позволяют надеяться на то, что это состояние дел изменится к лучшему(всё ж таки свобода, рынок, конкуренция и всякое такое), но обнадеживающих симптомов пока что в этом направлении маловато.

Тусовка Святого Сада закончилась после 1982 года, вслед за распадом «Вуйков». Наступали новые времена, которые, в связи с завинчиванием социальных гаек, потребовали до периода перестройки,  а конкретно, до 1987 года, новых, более завуалированных форм и методов борьбы за свободу, хотя бы за свободу слышать и играть то, что тебе нравится. На память от тогдашней садовской тусовки осталась «вуйковская» песня:

В осенний теплый вечер
Приходим мы в наш Сад.
У огня хард-рока
Целый киловатт.

Ревет-поёт гитара
И голоса хрипят.
Печеную картошку
С солью все едят.

Мы любим тут сидеть,
Мы любим наш Сад…
Звенит металл,
Надрывный хард.

А гнилое диско
На модных каблуках
Пусть бренчит себе
В кабаках.

В осенний теплый вечер
В Саду сидим.
Пока он существует
Молоды мы.

Пока у нас гитара -
Не страшен раскол.
Нас объединяет
Вечный рок-н-ролл!

 
            

 

Львів — понад усе, Ирина Егорова, 2003

Республика Святого сада (Вуйки) Львов 75-81

Сейшен в Святом саду Львов 10.06.1976

Сейшен в Святом саду Львов 18.09.1977

Святой сад 1 2 Львов

Лычаковский цвынтар Львов

Ступени Доминиканского собора Львов

Памятник Ленину возле оперного театра Львов

Сквер площади Голана Львов (на плацу)

Каваярня Армянка Львов

Кафе Булка Львов

Молочный бар Корова Львов