hippy.ru

Страница Алика Олисевича

 

Статья была напечатана в путеводителе по Украине "Откройте для себя Украину" - "Die Ukraine entdecken" (авторы книги Томас Герлах и Герт Шмидт) и в газете "Die Tageszeitung" от 23/24 сентября 2006 года. Автор Томас Герлах

Алик Олисевич - главный хиппи Львова

немецкая статья из архива Алика; перевод - Aska

Борода, ниспадающие волнами волосы, крест на груди - Алика Олисевича можно было бы принять за странствующего проповедника, если бы не футболка с пацификом и старый складной велосипед, на котором он ездит в оперу.

На самом же деле Алик Олисевич считается чуть ли не патриархом с огромным количеством последователей, и уж конечно, не среди приверженцев православной церкви. Тот, кто соберется пройтись по Львову с Аликом, далеко не уйдет. С ним здороваются посетители уличной забегаловки, и тут и там он встречает бывших хиппи, некоторые из которых заняли неплохое место в жизни, треплется с прежними противниками, прогосударственными журналистами или старыми функционерами, спасшимися в это, уже не совсем новое, время, или он флиртует с дочерьми своих старших друзей.

Молодые женщины видят в Алике то, чего уже не замечают в своих отцах: протест против системы, неординарность и дух нонконформизма - иными словами, то, что сделало Алика тем, кто он сейчас: самым известным хиппи Львова, которого преследовали Брежневская милиция, комсомол и КГБ и который до сих пор живет идеями 70-х годов.

Сегодня Алика приглашают как очевидца, чтобы рассказать о субкультуре и жизни нонконформистов в Советском Союзе 70-начала 80-хх. То, что сейчас вызывает недоумение молодёжи, тогда было борьбой за свои права в окаменевшем мире Леонида Брежнева. На тех, кто не вступал в комсомол, открыто слушал "декадентскую" западную музыку, носил длинные волосы, быстро обращали внимание госструктуры. Студенты вылетали из университетов с клеймом "буржуазных националистов", других обвиняли в проведении антисоветской агитации, а третьи и вовсе попадали за решётку.

Власти стригли им волосы, принуждали к работе, отбирали паспорта, фотографировали, брали отпечатки пальцев. И в конце концов они оказывались фактически бессильными - как в случае с Аликом. Он предстал перед военной комиссией в боевом раскрасе и с развевающимися волосами. Они признали Алика "недееспособным" и засадили в психушку. Выпустили его только через месяц.

Для Алика, родившегося в 1958 году во Львове, всё началось в допризывном лагере, где он, будучи десятилетним ребёнком, увидел старшеклассников в джинсах и с длиннымиволосами. Именно там он за три рубля купил свои первые "Levi's", которые были незамедлительно отобраны и уничтожены его отцом. Не потому, что тот был убежденным коммунистом, он хотел уберечь сына от повторения своей собственной судьбы: он провел в тюрьме 10 лет.

Жизнь во Львове была относительно спокойной. Город расположен близко к прибалтийским городам, прежде всего, к Таллинну, который, как и тогдашний Ленинград, был одним из центров хиппи-культуры. Можно было ездить автостопом по стране, загорать на берегу Балтийского моря или в Крыму, встречаться на общих собраниях.

Одной из групп были легендарные "Вуйки" из Львова. Мест, где встречались хиппи, было несколько, например, "Святой сад". Там, где сейчас стоят антиквары и продают свои книги, недалеко от тогдашнего областного руководства партии, они встречались и музицировали до полуночи.

Львов был другим. Для Кремля он был политически ненадёжным и находился под наблюдением. Вторым потайным местом встреч хиппи было Лычакивское кладбище. Место, где сейчас расположено польское кладбище памяти, тогда было пустырем, где они играли в футбол и слушали музыку.

После психушки Алик несколько лет проработал натурщиком в академии искусств, пока не вылетел и оттуда. Оперный театр стал для него чем-то вроде политического убежища. В 80-х он начал работать там осветителем и остается им до сих пор. Он обслуживает прожекторы в верхней левой ложе, вечер за вечером.

Конечно, Алик вышел на улицу во время "оранжевой революции". Нет, он никогда не относил себя ни к одной политической партии - в том числе, к "оранжевым". Говоря это, он машет рукой: "Какая для хиппи-то разница!"

Тому, кто хочет с ним встретиться, нужно просто пойти в оперу, где за небольшие деньги можно посмотреть хорошую постановку. Перед началом представлением и во время антракта он бегает по фойе с распущенными волосами. А что до его внешности, Алик и впрямь был священнослужителем - в 1986 году в массовке в фильме. Роли бунтовщика ему никогда не предлагали - ее он играл только в реальной жизни.

Алика Олисевича можно встретить в опере или спросить его у входа для актеров, слева от главного. Алик проводит экскурсии по альтернативному Львову, он говорит на украинском, русском и польском языках.(Телефон 066/257 25 10)