СДРХ    roofles    Правые хиппи    Левые хиппи    Официальный вход    Вход в никуда    Лестница в небо    Стена    On the road    То чего здесь нет






Статья для журнала "Мы" проф. Вадим Лурье, 1990.

ХИППИ

Наиболее массовой и открытой группой неформалов является система. В нее входят в основном хиппи, но могут примыкать небольшие группы металлистов, панков.Основные идеи хиппи почерпнули из религий Востока и христианства. Их идеал — общество Равенства и Братства, они мечтают о том дне, когда Любовь будет основой людских отношений. Но далеко не все, кто вращается в системе, знают об этой философии, здесь не устраивают приемных экзаменов, тебя сочтут за своего, если будешь иметь определенные атрибуты. Такие, как, скажем, хайр (слово заимствовано из английского), то есть длинные волосы. Системных людей иногда так и называют — "волосатые" или "хайрастые". Как и все прочие атрибуты, хайр — это символ. В одном из самых известных манифестов хиппи — "Манифесте Сталкера" — говорится: "Недаром испокон веков бунтари, протестовавшие против чрезмерной рационализации общественной жизни, многие люди творчества — художники, музыканты, поэты — не слишком-то жаловали парикмахерские... Волосы, если истолковать их чисто материалистически, — это как бы антенны, позволяющие улавливать тончайшие колебания физических, а также, естественно, и биологических полей".

К обязательным атрибутам относятся хайратник — яркая повязка из лент или бисерная нить,удерживающая волосы, фенечка (фенька) — украшение: бусы, браслеты, которые носят и девушки, и парни. Делают их сами, все идет в ход — бисер, металл, пластмасса, косточки плодов. На груди обычно висит ксивник, кошелек, где хранится паспорт (ксива) или другое удостоверение личности. Так как волосатые вызывают пристальное внимание милиции, которая часто винтит их без разбора, паспорт лучше иметь при себе...

Многие атрибуты перекочевали в молодежную моду, потеряв значение символов (мы можем увидеть девушку с ксивником на шее, совсем не ведающую, для чего он предназначен), а многие системные слова — в общий молодежный сленг.

Естественность всех человеческих проявлений — один из главных девизов хиппизма. Безделье расценивается как пассивный протест против общепринятых и навязываемых норм жизни. Быть необязательным, разорвать отношения с родителями, забросить учебу, работу — это считается вполне нормальным. Безделье можно назвать основной чертой образа жизни хиппи. Хотя трудно счесть бездельниками поэтов, музыкантов, художников, которых до недавнего времени было немало среди системных. Им трудно было адаптироваться к нормальной жизни: их творчество не влезало в рамки "нормального", и их считали неудачниками, а в системе совсем неважно, признан ли ты, какое имеешь положение и сколько зарабатываешь. Многие из них стали известны, получили официальное признание. Но прежние сотоварищи относятся к этому неоднозначно. Кто-то считает, что они продались за материальные блага, купились и это плохо повлияло на их творчество.

Кстати, ощущение своей исключительности и превосходства над другими людьми свойственно самым различным молодежным объединениям.

У системы, правда, есть для этого некоторые основания. Подростка обычно готовят к будущему, а он хочет жить сегодня. Он уже личность, а его постоянно принуждают, поучают — и тут на помощь приходит система. Человек избавляется от одиночества (здесь много таких, как он, уставших от нотаций и команд), получает эмоциональную поддержку, ответы на важные для него вопросы. Школой становится тусовка. Хипповый прикид (одежда), шокирующее с непривычки поведение, нестандартность — на фоне серой, обыденной жизни это притягивает. Тусовка демонстративна, она как бы говорит о себе: "Мы таковы... смотрите, существуют еще не подвластные обыденности люди — перенайтаем в параднячке... а там по трассе в Крым — мы поем: "Твоя свобода внутри тебя". Тусовка раскрепощает, учит общаться.

Здесь можно послушать олдового — человека, старшего по возрасту, который отличается глубоким пониманием философии хиппи. Он может беседовать о Христе, о Лао Цзы или Ошо...

Субкультура неформалов, кроме различных действ, одежды и особого языка, имеет и собственный фольклор — устные рассказы, предания, слухи, анекдоты, песни. Широко распространено и письменное творчество: ходят по рукам листки со стихами и рассказами, где не столько важно авторство, сколько эмоциональный отклик нескольких читателей. Это все необходимо как самовыражение, самоутверждение.

Распространению фольклора хиппи способствует сам образ жизни - и тусовка, и трасса -поездка автостопом по стране.

Тусовые рассказики, песни, анекдоты часто пронизаны самоиронией. В них - безобидный, неприхотливый хиппи, который перенесет все что угодно. Послушайте (может, правда, кто-то уже слышал):

"Наехал как-то раз на хиппи каток. Шла по той улице старушка, глядит — яркий коврик из лохмотьев на асфальте лежит. Старушка взяла его и перед дверью своей бросила. Три года об него грязные ноги вытирали, совсем он запачкался. Старушка взяла его да и постирала. Повесила на балконе сушиться. Тут хиппи простудился и умер".

Новый герой молодежного городского фольклора - хиппи-наркоман. Он беззащитен перед "блюстителями порядка" и духовно независим.

Немало сочинено и про милиционеров. Как и ко всем людям, хиппи относятся к ним по-доброму (одна из акций — раздача милиционерам цветов), но нередкие суровые (и противоправные) действия местных властей, направленные против хиппи и других неформалов, породили и определенный собирательный образ милиционера, не отличающегося добродетелью и умом.

Если тусовые рассказики как бы нарочито упрощены, то авторское творчество стремится к размышлению в более сложной форме. "Мы свободны. Мы свободны. Создавайте. Не будьте создаваемыми. Град наш надо создать внутри нас самих и быть в нем. Свободный человек создает свой новый мир внутри себя". Такова заповедь хиппи.

В списках распространяются манифесты, рассказы, но больше всего стихов. Имя автора не ставилось изначально или опускалось при переписывании. Переписчик мог заменить непонятно написанные слова, мог внести и более существенные коррекции. Через подобное творчество прошли многие признанные сегодня лидеры рок-культуры.

Стихи — один из важнейших элементов знаковой системы субкультуры, но знак не внешний, а знак души.

Мы в мире,
где каждый молчит о своем,
Почти машинально себя предаем
Арене застольного братства,
Не смея собою остаться.
Но тщетно весельем морочит толпа:
Свободу отдашь за крупицу тепла,
За горький глоток состраданья,
За черный сухарь пониманья.

В последнее время поговаривают об угасании системы, но до этого, нам кажется, далеко. Правда, открытых тусовок в традиционных местах сбора все меньше. Системные перекочевали на флэт — на квартиры, и их сборы носят узкий характер. Потому что белых ворон не любят и милиция вела себя с ними, мягко говоря, некорректно - могла безо всяких оснований задержать, забрать документы. С другой стороны, применяют насилие так называемые социальные санитары типа гопов, считающие своим долгом и призванием выкорчевывать влияние Запада. Системные часто не готовы к обороне — они пытаются не отвечать на насилие насилием.

Сказанное выше может показаться непривычным. Привычней резкое осуждение, брань в адрес волосатых. Разве не отличается их среда высоким криминогенным фоном? Разве не на флэтах пьют и колются? Разве не хиппи провозглашают фри-лав — свободную любовь? Да, на системных флэтах случается немало страшного. Здесь и наркотики, и водка, но и философия, и таланты... Все вместе: система многолика. Здесь и противники наркотиков и алкоголя. "Манифест Сталкера", который мы уже цитировали, утверждает: "...наркотики губят людей как физически, так и духовно, связывают и порабощают, низводят до уровня животных... Мы считаем применение наркотиков неоправданным, категорически выступаем против их употребления". Но системе, как мы уже говорили, сопутствует множество людей, не разделяющих ее воззрений и вообще не исповедующих никакой философии, они просто делают все, что душа пожелает. Отсюда идет и наркотизация.

Только не нужно забывать, виня во всех бедах на свете волосатых, что наркомания поражает людей из самых разных слоев общества, она не признает границ и не является исключительно чертой системы.

Редко кто остается в системе навсегда. Но уходя из нее, вносят в жизнь нечто новое — вольный дух, вольные мысли, а также слова, которые не вписываются в представление о протокольной беседе. Слова эти помогают увидеть, как порой смешно то, что принято называть культурным, нормальным. Мы так много говорим о системе потому, что она из-за своей открытости, направленности на общение,творчество стала одним из главных источников современного молодежного сленга.

Сленг панков повторяет в основном сленг системы, так как некоторые из них поначалу примыкали к ней. Но объединить панков с хиппи можно лишь по противостоянию нормальному.

Это хорошо сказано в песне Гребенщикова:

Панки любят грязь, а хиппи цветы,
Но тех и других берут менты,
Ты можешь жить грубя,
ты можешь жить любя,
Но если ты не мент, возьмут и тебя.

Панк отрицает любовь к ближнему и пессимистически смотрит на мир, отвечая ему агрессией, озлобленностью. Фольклор тут точен:

"В окопе панк, пацифист и хиппи. Офицер дает им гранату -надо бросить. Пацифист: "Нет, там же люди!" Хиппи: "Нет, там же люди!" Панк: "Давай, там же люди!"


      СДРХ    roofles    Правые хиппи    Левые хиппи    Официальный вход    Вход в никуда    Лестница в небо    Стена    On the road    То чего здесь нет