Вы не вошли.
« С сумой шедший»
Выставка посвящена Владимиру Теплышеву. Его называли «Дзен-Баптист». Он занимался одеждой и материальной культурой. Выставка представляет разные этапы пути «С сумою шедшего».
Среди экспонатов - сумки, сшитые для разных странников, одежда и эскизы, хоругви, вышитые на древнем языке символов.
Некоторые экспонаты объединены в коллажи. Согласовав полюса, выставка дает представление о разных углах космоса Дзен-Баптиста.
Самострок
Первый период, отраженный в вещах – хиповый. Это эпоха уличного общения, путешествий стопом и самиздата. На выставке будут представлены листы из самиздатских изданий, коллажи и плакаты, эскизы и выполненная по ним хиповая одежда 70-х и 80-х годов.
Одежда была тогда передовым краем социального и духовного протеста и способом утверждения Альтернативы. Человек, одевавшийся иначе в те времена, как, впрочем, и в любые вызывал вопросы, обозначал свою принадлежность к идеям, отличным от общепринятых. Одежда была непосредственным языком, выражавшим в повседневности внутренний мир. Через внимание к одежде и материальному миру человек реализовывал свой творческий дар, менял среду, вступал в общение, и начинал выражать смыслы, ведущие к вечности.
Хиповость для Дзен-Баптиста и других была толчком, началом пути. Встав на него, человек отказывался от социальных условностей, официальных игр и идеологической лжи и обретал возможность стать самим собой.
Ключевым принципом стал самострок – возможность всё делать своими руками, а не покупать. Через личное начало рождалась своя эстетика и обреталась инаковость.
Владимир Теплышев в то время стал христианином-экуменистом. Его звали брат Франциск. Он много путешествовал. Сохранилось несколько фотографий этих странствий. Позже Дзен-Баптист называл этот этап: «Путешествие на Запад». Странствия и искания истины. Бедность по святому Франциску. Поиск Бога.
Первое из выставочных пространств посвящено этой теме.
Дохлая кошка
Следующий тематический пласт - Восток. Эскизы и вещи, выражающие образы чаньской культуры. В этот период Дзен-Баптист носил куртку с иероглифом школы «Чань». Ключевые принципы - аскетизм и минимализм. Больничная рубашка со штампом. Материал, найденный на свалке, как основа для творчества. То, что выброшено – бесценно. Ключ к этой части экспозиции – притча о стоимости дохлой кошки. «Она бесценна, потому что никому не нужна».
Дзен-Баптист выделял два аспекта в одежде: первый богато украшенный наряд, второй – ритуальная одежда, ценная не убранством, а своим предназначением.
Образцы двух этих аспектов представлены в этой части. Представлена и перешитая одежда, разнообразные заплатки, осколки и безделушки, элементы стёба – ткань из галстуков, например, вшитая в клеша. Это было время, когда в магазинах появляется много «фирменной джинсы» и оттого хиппи в Союзе перешли на брезент.
«Странник имеет весь мир и землю, величиной с его стопу» В этот период и сложилась кличка Дзен-Баптист – западное христианство и культура востока.
Посох
Дзен-Баптист сделал отдельную коллекцию одежды, называемую «Странники».
В неё входят 12 костюмов, среди них -
«Море», посох которого основанием имеет весло и завершается маяком; на груди море несет корабль – первохристианский символ Церкви, «Луна» с лицом-маской деревянной козочкой и колокольчиком на посохе, «Лес» с накидкой из листьев-заплат, увенчиванный парой рогов, а также «Солнце», «Роженица», «Север», ярко желтый «Космонавт» с клювом в кожаном комбинезоне.
Эта коллекция отражает идею, как говорил Дзен-Баптист, «эзотерического хипизма».
Колобок
Последняя часть экспозиции говорит о возвращении домой. Пройдя восток и запад, север и юг, странник-колобок возвращается домой, к дедушке с бабушкой. В этой части отражены темы восточного православия, как религиозного выбора и народной культуры, как основы творчества. «Русский дзен» несет грубоватые и аскетичные начала. Народная культура хиппова и наивна по детски. Эти принципы были реализованы в экспонатах и интерьере его «Музея Традиции»
В этом пространстве - рунические календари, народная вышивка и деревянные игрушки - символические системы архаического прошлого, пример того, как на небольшом пространстве Владимир Теплышев сводил наиболее семантически нагруженные элементы Традиции.
Владимир Теплышев родился в последний день зимы, 28 февраля 1949г. в Москве. Умер 26 февраля 2009 г.
В 70-е годы, во время расцвета хиппизма в СССР, Теплышев создавал альтернативную культуру хиппи. Придумывал и шил прикиды: одежду, сумки, украшения. Участвовал в создании и оформлении революционного самиздата (книги, плакаты, альманахи) как средства передачи информации и идей.
Параллельно был одним из создателей тайного рыцарского ордена христиан-объединителей. Как просветитель был эмиссаром с евангельской истиной в Средней Азии (Таджикистан), Прибалтике (Эстония, Латвия), на Кавказе (Грузия), в Украине.
В конце 80-х, как многие инакомыслящие, работал дворником, сторожем, слесарем-сантехником. Работая в отопительной системе Москвы, создал семинары по философии жизни в среде слесарей-сантехников, вследствие чего многие изменили свою судьбу и бросили пить. За это был отмечен администрацией медалью «Ветеран труда».
В 90-е являлся преподавателем в звании профессора по культуре хиппи в Народном Университете культуры хиппи «На небесах», Садово-Кудринская, 10 кв. 11. Любимые темы лекций: Неизвестная народная культура, Великое в малом, Эстетика бедности, Философия странничества. Как консультант по культуре хиппи участвовал в создании фильмов «Место на земле», реж. А.Аристакисян, «Дом солнца» реж. Г. Сукачев.
В 90-е гг. Владимир обратился к Традиции, к символическим системам нашего архаического прошлого — народной вышивке, руническим календарям, деревянной игрушке и т.п.. В 2000-е гг. он стал основателем Музея Традиции, где собрал собственные реконструкции.
В 2003 году за свою творческую деятельность удостоился звания «Народный мастер России».
Не в сети