СДРХ    roofles    Правые хиппи    Левые хиппи    Официальный вход    Вход в никуда    Лестница в небо    Стена    On the road    То чего здесь нет

 

2001-12-16

Сид ЯНЫШЕВ

АВТОСТОПОМ - ПО ЕВРОПАМ!
Кое-что из истории мирового «хиппизма»

источник

«По Миссисипи плывет пирога,
В пироге хиппи - босые ноги...»

Современный фольклор.

Из всех известных способов ухода от действительности я бы выделил несколько основных и наиболее действенных: алкоголь, наркотики и ... фантазии. Именно эти три способа, зачастую дополняя или вытекая друг из друга, имеют для человечества на рубеже смены тысячелетий, пожалуй, главное значение. Сегодня я не ставлю перед собой задачу акцентировать ваше внимание на первых двух - степень их отрицательного воздействия на нас очевидна, и эта проблема (пожалуй, одна из самых страшных и потому наиболее существенных для всего прогрессивного человечества), по всей видимости, долго еще не будет разрешена и плавно перейдет из ХХ века в ХХI. Лично меня больше привлекает третий способ. Давай те же вместе уйдем с головой в мир фантазий.

Корни. Испокон веку в разных странах мира рождались и продолжают рождаться гениальные фантазеры. Это писатели, дарящие людям сказки. Главной отличительной чертой, объединяющей их, является несоответствие сюжетов книг этих людей и их образа жизни. То есть все они жили в глубокой нужде и унижениях, порой непризнанные и высмеиваемые окружающими, но сказки сочиняли, наполненные добром и светом, романтикой и приключениями, подвигами и чудесами, создавая свой собственный мир, так непохожий на реальность, а скорее такой, каким он должен быть в идеале.

Придумав свой сказочный мир, эти люди сами жили в нем душой и сердцем, приглашая всех окружающих присоединяться. Чаще всего на приглашение откликались дети, гораздо реже - взрослые из числа тех, которые в душе остались детьми, не принимающие «взрослые» правила и законы. Так вот, эти «большие дети» настолько близко к сердцу принимали этот новый мир, что доходили в своей вере до полной подмены реальности иллюзией, путая порой настоящее и выдуманное. А может, действительно, стоит задаться вопросом, что есть реальность: мы или наше зеркальное отражение, именуемое зазеркальем, явь или сновиденье? Может быть, и впрямь наши сны, особенно добрые и сказочные, есть подлинник, отражающий тот самый райский божий замысел, а мир, в котором мы живем, со всеми его войнами, разрушениями, невзгодами, холодом и голодом, людскими пороками и духовными падениями - это «матрица», да и просто дурной сон?!

Если вспомнить поименно этих великих сказочников, дарящих нам новые миры, то к ним можно отнести Андерсена и Гофмана, Грина и Экзюпери, а также всех утопистов, от Кампанеллы до Сен-Симона. Одной из самых талантливых и красивых народных сказок 20-го века я бы назвал мир хиппи.

Начало. Зародившись где-то в середине 60-х годов в Америке, хиппизм (происхождение этого слова неизвестно, можно лишь догадываться, что оно есть производное от «happу» - «счастье») , как социальное явление, стал тем самым уходом тогдашней молодежи от суровых реалий действительности, являя собой коренное неприятие ужасов войны во Вьетнаме и последовавшей затем «холодной войны». Подогреваемая пацифистской тематикой песен «Битлз», «Дорз», «Пинк Флойд» и других рок-групп, наиболее интеллектуально продвинутая молодежь открыто протестовала против любых общественных установок и догм, уклоняясь от призыва в армию, отрицая государственную и политическую мораль того времени. Поначалу сотни, а затем и тысячи молодых людей уничтожали свои паспорта («ксивы»), отпускали волосы («хайры») и уходили из отчих домов «на трассу», то есть путешествовать «автостопом», сначала по Америке, а затем и по всему миру, распространяя повсеместно свою самую молодую «религию», опирающуюся в своей основе на христианство и некоторые восточные философские учения, такие как, к примеру, дзен-буддизм и кришнаизм. По цепной реакции к этим хиппи присоединилась молодежь Европы и Советского Союза.

Представьте себе армию, отрицающую любое насилие, с собственным «прикидом» (одеждой), «сленгом», законами, музыкой и поэзией. Это все в реальности. В фантазиях же существовала и некая собственная республика с достаточно определенным географическим местонахождением. Одни ее называли «Элвуд», другие -«Город золотой», третьи - «Корнисья». Но во всех случаях главной ее отличительной чертой было то, что граждане этой страны любви были поголовно счастливы. Не есть ли это самая светлая и добрая утопия уходящего тысячелетия?

Путешествия. Как говорилось выше, передвигались хиппи по свету исключительно «автостопом». Причем, подобным образом можно действительно совершить кругосветное путешествие и совершенно бесплатно. Главная цель этих путешествий, я думаю, - поиск в реальности этой самой республики хиппи. Механизм «автостопа» прост: достаточно выйти на «трассу» и поднять правую руку большим пальцем вверх (международный знак «автостопа»). Большинство водителей в Европе и Америке с этим знаком знакомы. Он означает просьбу подбросить до определенного места бесплатно.

Итак, выйдя на трассу и остановив машину (чаще «дальнобойщика»), хиппи просит водителя довезти его до некоего города, например, из Ташкента в Москву. Если этот водитель едет именно туда, то нашему другу несказанно повезло, и через каких-нибудь дня четыре он уже будет гулять по Арбату. Если же водитель, скажем, сразу за Арысью поворачивает куда-нибудь налево, то нашему путешественнику придется «ловить» другую машину, и его путь может продлиться на неопределенное время. Все же «дальнобойщики» не в полной мере бескорыстны - хиппи приходится расплачиваться общением (ведь водителю очень скучно), а иногда пением под гитару (если таковая имеется) «хиповских» песенок.

Если долго не удается остановить машину, хиппи идет пешком (к пешему туризму ему не привыкать) или продолжает путь на «собаках» (поездах), благо железная дорога, как правило, идет параллельно трассе. Если это электричка, то хиппи доезжает на ней до ее конечного пункта следования (как правило, в России от начала до конца маршрута - 3-4 часа езды), а затем пересаживается в другую, следующую в нужном ему направлении. В европейской части СНГ весь путь между крупными городами поделен на такие вот небольшие отрезки. Например, из Москвы в Петербург можно добраться пятью-шестью электричками. Времени, правда, на это уйдет раза в два больше, чем если бы ты ехал на скором поезде. Билеты проверяют редко, но если даже и появится «контра» (контролеры), то этот неприятный факт можно предвидеть. Хиппи стоит в тамбуре и «пасет» (благо, двери стеклянные - вагон хорошо просматривается), а при появлении «контры» на ближайшей станции сходит и по перрону переходит в тот вагон, который контролер уже миновал и куда вряд ли вернется снова.

В поезда дальнего следования также можно бесплатно «вписаться» («вписка» - механизм нахождения временного места жительства) на какое-то время. Можно попытаться честно договориться с проводником на условии развлечения его музыкой и песнями, можно, пристроив пожитки у каких-нибудь легальных пассажиров, с гитарой ходить по вагонам, задерживаясь в каждом и за «кормежку» воспевая особенности национального пейзажа за окном. Короче говоря, способов путешествий много, и каждый выбирает тот, который ему по душе. Кормятся хиппи «штыркой» - пением и музицированием на улицах городов и деревень. Вопреки расхожему мнению, это очень нелегкий труд. Чтобы заработать на кусок хлеба и бутылку пива, приходится порой петь часами. Несмотря на подобные трудности, все равно это все из области романтики.

Но есть у подобных путешествий и обратная - отрицательная - сторона медали. Нельзя забывать, что в те далекие шестидесятые люди были как-то доверчивее и добрее по отношению к друг другу, и гулять по миру было куда безопаснее. В наши дни стало опасно выйти порой даже из собственного дома, не говоря уже о том, чтобы выйти на трассу. (Я не имею в виду Ташкент - у нас, слава Богу, с безопасностью на улицах давно уже все в порядке). Дорога таит в себе массу скрытых опасностей. Любое знакомство в пути может обернуться драмой - под хиппи зачастую маскируются отпетые мошенники и уголовники.

Зато сколько впечатлений, переживаний и знакомств с замечательными людьми дарит каждое новое путешествие. Дорога - она как лакмусовая бумажка, своеобразный тест на личные качества путешественника: выносливость, порядочность, доброту... И не каждый способен с честью выдержать этот экзамен. Существует такое философское понятие, как «карма», и для хиппи оно непреложно.

Если в городе, то есть в обычных житейских условиях, время, прошедшее между содеянным и воздаянием за содеянное, довольно растянуто (до нескольких лет), то в путешествии, как, впрочем, и в любой экстремальной ситуации, подобное время сжато до минимума, вплоть до нескольких часов. Например, совершил по отношению к встречному дурной поступок - аналогичное ответное действие не заставит себя долго ждать, так же как и добро, расточаемое в пути, тут же оборачивается ответным добром, да еще в троекратном размере, причем с той стороны, откуда его и не ждешь. Вывод очевиден: трасса - это лучшая школа жизни. Оттого к ней хиппи так и притягивает.

Эпилог. Как гласит народная мудрость: всему свое время! Прошли времена рыцарей и менестрелей, канула в лету, возможно безвозвратно, и эпоха хиппи - этих детей цветов. Хотя, почему же? Ведь и донкихоты, и пираты есть и по сей день, только одеваются и называются они теперь иначе, а суть то одна и та же. Вот и прежние хиппи, повзрослев, называются теперь «олдовыми» (старыми), да и то лишь в кругу своих самых близких друзей, давно сменив рваные джинсы на обычную, ничем не примечательную одежду, длинные волосы - на вполне современные, модные стрижки и прически. И на улице, если и выделяются в общей людской толпе, то только своими глазами, отличающимися от других каким-то особым излучением добра, света и тепла. То есть внешнее выражение стало больше внутренним содержанием.

Возможно, когда-нибудь вновь возродится это движение, но только называться оно будет совсем иначе (в конце концов, дело вовсе не в названии, а, скорее, в сути). Более того, возможно, движение это станет повсеместным и всеобщим, и весь мир станет одной республикой добра и света. Это и будет лучшим подтверждением того, что наступила долгожданная эра милосердия, тот самый вожделенный рай на земле.

 

   СДРХ    roofles    Правые хиппи    Левые хиппи    Официальный вход    Вход в никуда    Лестница в небо    Стена    On the road    То чего здесь нет