вместе3

Альтернативная история

Лиива Екабсонэ, Гена Зайцев

Движение хиппи в Латвии

liiva@inbox.lv
genazaitsev@yandex.ru



В Латвии движение хиппи началось в конце шестидесятых и было тесно связано с богемной молодежью и завсегдатаями кофеен. Уже в начале шестидесятых молодежь - будущие художники, писатели, поэты и просто хорошие люди - сидели в маленьком кафе "Cпутник".

Под этим названием кафе никто не помнит, оно известно как "Коза" - когда- то там стоял кофейный автомат с названием Casinos:) В конце шестидесятых в "Козе" и начинали тусоваться первые рижские хиппи. Таких богемных кафе в старом городе было много - "Karlis", "Putnu darzs" (Птичый сад), "Skapis" (Шкаф).

Эти пиплы не были связаны с хиппи остального Советского Союза и не искали других, но были творческими людьми - они фотографировали, делали хеппенинги, снимали фильмы, рисовали, писали стихи. Они были переполнены радостью и восторгом от возможности жить по-другому.

Они делали себе шикарные одежды, ходили босиком по улицам, по ночам слушали Radio Luxemburg и Voice of America и рисовали на стенах старого города надписи "Flower Power" и цветы. Кстати, их было мало - каких-то 25- 30. Многие из них и сейчас занимаются творчеством.

Но уже начале 70-х годов движение хиппи здесь потеряло свой замкнутый, закрытый характер, вырвалось из узкого круга творческих людей за переделы старого города и начало интересовать молодежь.

Те, которым в конце 60- тых было 15 - 16 лет, достигли совершеннолетия, заканчивали средную школу и начинали вести себя свободнее. Они искали себе подобных в Риге.

В 1970-1972 было уже множество группировок хиппи, которые встречались в разных местах, друг друга не знали.

Одна группировка, латыши - встречались в Вецмилгрависе, там жили парни с прозвищами Ширмис и Джонис, другие ездили в Межапаркс (это две части Риги), где жил Михаил Бомбин, кто-то сидел в центре, на Домской площади или у церкви Англиканов.

Один парень - Алфред Стинкуль, с своими друзями купил дом в деревне и старался там жить по древнелатышскими традициям.

Идея собрать всех вместе пришла в голову Володе Зайцеву, одному из лидеров питерского андеграундного поп-движения конца 60-х первой половины 70-х г.г. Он предложил отпраздновать таким образом 10-летие выхода в свет диска "Битлз" "Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера" (1967г.) Эти даты 1967 - 1977 были вышиты синим мулине на джинсовой курточке Гены Зайцева, брата Володи .


Первая коммуна хиппи была организована Геной Зайцевым под Питером в 77г, под указанной эгидой на побережье Финского залива в курортном местечке между станциями "Курорт" и "Солнечное" на прибрежном "острове". Из авторитетных товарищей нашего движения того времени присутствовали Сережа Москалев (Москва), Алекс он же Аксель (Таллин), Йонас (Каунас). Лагерь был разогнан спецслужбами.

Алекс предложил ехать в Эстонию через неделю. Собрались в кэмпинге "Витно" на пол пути до Таллина по Питерской трассе. Теперь уже эстонское КГБ приняло учатие в разгоне поселения. Опять присутствовали Москалев, Алекс, плюс Сенька-Скорпион (Москва), Валька-Стопщица (Питер), Рэйн Мичурин (Таллин), Эдик Басиния (Москва). На этом 77г. закончился.
В 1978г. Гена Зайцев решил собрать всех опять в Эстонии, всё делалось крайне тайно. Комунна собралась на берегу Чудского озера на стороне Эстонии в местечке Мустевэ. Из новых авторитетных товарищей присутствовали Миша Бомбин (Рига), Толик Ломоносов "Херсонский" (Херсон), Ян (Львов), Алик Алисевич (Львов), Саша-Художник (Москва). На вторые сутки хиппи разогнали "футболисты" из КГБ.

Бомбин предложил прорываться в Латвию на побережье в местечко, где Рижская тусовка отмечает Лиго(Витрупе). Прорвались и прожили 2 недели без разгона. 1978 год знаменателен тем, что состоялась первая Гауя.
***

У хиппи уже были свои традиции и праздники - на первый уикэнд марта можно было ехать на Kaziukas в Вильнус, автостопный сезон открывался 1 мая, все ехали в Таллин, 1 июня, в день защиты детей, встречались в Москве, потом можно было ехать на Лиго/Яни в Латвию.

***

Точно сказать, сколько людей летом жили в Гауе, очень трудно, Миша Бомбин сказал, что как-то пытались считать, учитывая даже тех, которые оставались хотя бы на одну ночь - в лагере за одно лето побывало примерно 1500 человек.

Но постоянно на месте жили примерно 30 - 150 хиппи, или немножко больше - как когда.

В 80-их годах лагерь перебрался с Гауи на Лыласте (Lilaste), но оба эти места находятся очень близко, так что можно сказать, это одно и то же:)

Конечно, как всегда, были и какие-то конфликты и в 80- их было уже несколько лагерей. Отдельно жили верующие, отдельно - употребляющие наркотики. Различались мнения о том, какой порядок должен быть в лагере - кто-то думал, что нужна полная свобода, а кто-то - что всё-таки должен быть какой-то порядок. Наркоманы по ночам шли собирать мак в огородах, остальным это не нравилось. Короче говоря - всё почти так же, как и сейчас. Но, несмотря на то, что появилось несколько лагерей, это не были враждебные лагеря, люди гостили друг у друга, дружили.

В лагере не было главного, но конечно были люди, которых знали все - таким был Миша Бомбин, Ипатий из Москвы, Элис из Риги, Света-Мадонна, Ирена, Юра Новоселов, толстовец Гарик, Джулия из Москвы и многие другие.

Последний интернациональный лагерь был 1992 году в Лыласте. Потом в отношении России был введён визовый режим и Гауи больше нет.

Но все-таки летом в Гауе очень часто можно встретить бывших жителей хипповского лагеря, например в 1997 году Нормундс, Света-Мадонна и их друзья все лето прожили в Гауе и многие люди и сейчас едут туда летом.

После 1992 года в Латвии в среде хиппи началось какое-то "помертвение", разделение, люди не знали друг о друге.

Около 2002 года появилось новое поколение хиппи, которие уже не знает старых мест и старых традиций, но от этого они не хуже своих предшественников и, кажется, все теперь будет хорошо. В 2005 году же хиппи из Риги и Москвы опять праздновали Kaziukas в Вильнюсе.

 

Фотографии из лагеря в Витрупэ