РОК-ФОЛЬКЛОР

Еще в мае 86 года в дебрях Измайловского парка был устроен первый совместный сэйшен ДК/КАРТИНОК с казачьим ансамблем КРАЙ, с которым меня сблизила работа над историей казаков-некрасовцев. С фольклорной стороны наведение мостов активно поддерживали А. Котов и сам Дм. Покровский, который говорил: "Многие годы распространялся миф о роке, как о чуждой культуре, от которой отечественную нужно спасать. Это позиция малограмотного ретрограда. Нет антагонизма между рок-группами и традиционным фольклором — все это родилось и живет в народе: есть антагонизм между искусством и его суррогатами"** (** Фольклор новый и старый. Знание-сила. 1987. № 3.).

В апреле, заручившись поддержкой прессы, Дубовицкий организовал в МЭИ фестиваль "Фольклор—87" с участием не только ансамбля Покровского, "Карагода", "Русской песни", но и неожиданных гостей — ДДТ и Виктора Цоя с гитарой. На второй день праздника "доброжелатели" подготовили сюрприз: второй шедевр плодовитого Земцова в "Комсомолке", где назывались фамилии "подпольных антисоветчиков " *** (***Земцов Б Перевертыши. Комсомольская правда, 26.04.1987.).

ДДТ прервал выступление; Шевчук рассказал, как в Уфе натерпелся от таких пасквилянтов, как "антисоветчики" ему помогали, и вытащил одного из потерпевших от "Комсомолки" на сцену.

Митинг солидарности завершился цитатой из Сальвадора Альенде: "объединенный народ никогда не будет побежден". Потом журнал ЦК ВЛКСМ "Молодая гвардия" интерпретировал это так: ДДТ "призывал к террору", а И. Смирнов — к "объединению против народа и существующего строя"* (*Сергеев Ю., Лисенхов А. Коловерть беспамятства. Молодая гвардия. 1987. № 10.). (Это могло бы звучать забавно: "Люди! Объединимся все как один против народа!") Под конец бурного дня ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ и КРАЙ устроили "джем": при последних аккордах яншинской гитары бородатый казак обрушил (не саблю, нет!) двуручный меч на колонку и к восторгу пляшущей в проходах публики разрубил ее пополам (бутафорскую, разумеется — никто из нас не был так богат, чтобы рубить настоящие). Получился Хендрикс а ля казачок. К сожалению, многообещающая фольклорная идея в России, в отличе от Ямайки, не получила дальнейшего развития: чтобы вывести жизнеспособный гибрид, требовалась длительная кропотливая работа без надежды на скорый и шумный успех — а к этому обстановка в рок-н-ролле не располагала.

Спустя полгода москвичи познакомились с иркутской группой Владимира Соколова ТЕАТР ПИЛИГРИМОВ — оказывается, одновременно с нами они занимались всерьез теми же проблемами, записали цикл "Песни под водой" (рок-аранжировки фольклора из деревень, затопленных Братским морем).

ПИЛИГРИМЫ работали в знаменитом Иркутском ТЮЗе и считали себя "людьми театра". Они держались в стороне и от экстрадно-концертной деятельности, и от местной панк-тусовки, погруженные в свой причудливый мир. "Каин" Байрона, синтезаторы, говорящая скрипка Артема Якушенко. "Мы стоим, потому что стержень стоит, а он стоит, потому что корни глубоки и сильны..." (В. Соколов). К сожалению, корни оказались недостаточно сильны: ПИЛИГРИМЫ все-таки оторвались от театра, и после нескольких поездок за границу (успешных, не в пример другим нашим группам, поскольку играть они умели понастоящему), распались, не найдя выхода из личных конфликтов, В своем роде фольклорным коллективом заявил себя и ВОДОПАД им. Вахтанга Кикабидзе из г. Верхотурье, записавший в свердловском рок- клубе музыкальный спектакль из жизни деревенской молодежи, веселый и необычно для нашего времени добрый.

До чего ж играют клево эти пятеро ребят:

Любят в Северо-Конево cупep-группу ВОДОПАД.

С той поры у нас в поселке и в помине нет тоски.

Аплодируют им телки и засратые быки...

Этих ребят из уральской глуши Бог наделил не только чувством юмора: они возглавили массовую кампанию за освобождение из лагеря А. Новикова. Устраивали на концертах митинги, собирали подписи, бомбардировали прошениями прокуроров. Так что они по праву должны разделить с юристом Л. Никитинским благодарность за то, что узник совести все-таки не досидел до последнего звонка 10-летний срок (А. Новиков был помилован в марте 1990 г., хотя не реабилитирован до сих пор: видно, недосуг — реабилитируют покойников).

<<         СОДЕРЖАНИЕ           >>