hippy.ru

 

правые

архив текстов

 

В России всегда можно было стрельнуть сигарету

Спросить самогону
у хуем исписанной двери
Нарвать георгинов на клумбе

Слетать на субботу
с товарищем детства к веселому Черному морю

Знакомясь на улице
дело докончить в сортире

В натуре всегда тут была широта до избытка

К задам и грудям ощутима любовь до зарезу

ЛЮБОВЬ - НЕ ИГРА !
как начертано мелом в глубинах шестого подъезда

В России всегда можно было убить человека
и вытереть руки о землю
траву и березу

Всегда человека дубасила странноприимна совесть
начатки плодов присуждавшая в жертву родному народу

В стране от которой все ангелы видно давно отвернулись

А все трубочисты
ушли с головою в работу

В России всегда можно было легко и свободно
пред тем как свихнуться
пойти и стрельнуть сигарету

 

 

 

Нина Искренко

Родилась в 1951 году на Волге, в городе Петровске Саратовской области. Окончила физический факультет МГУ, работала переводчиком научно-технической литературы. В конце 80-х входила в состав Клуба "Поэзия" - полуофициального объединения литераторов поколения 30-40-летних. Выпустила три книги стихов (все - 1991). Переводила современную американскую поэзию. Умерла от рака в 1995 г.

 

Фиванский цикл

Пролог

Зачем высоким голосом наитья

Зачем спокойным голосом рассудка

Зачем скабрезным бесом вожделенья

Зачем сухим хихиканьем безумства

Зачем блаженным космосом толпы

Зачем перелопатили могилу

Перекупили лучших летописцев

Свернули в матрицу пивные прорицанья

И отраженья в ступе истолкли.

Когда слепые входят в царство мертвых

Когда выходят мертвые из трупов

И как партнеры поднимаются по трапу

И держат паузу как рыбы и пророки

И медленно сошествуют в народ

Когда река течет наоборот

И берега срастаются в подвалы

Дебилы лезут в интеллектуалы

И пушки занимают первый ряд

И верные сыны уходят в запевалы

Когда трава вмерзает в кованую медь

Когда судьба кончается на ять

И хочется пинать ее ногами

И хочется урвать положенную треть

И выстроить дворцы в помойной яме

А то и просто в землю закопать

А то уж и не хочется Как знать

Кому пристала говорить с богами

Кому серпом ударить по кимвалам

Кому на бочку влезть и пукнуть в рифму

Кому отстать и тенью захлебнуться

Изображая только пустоту.

Зачем тебе герой седьмая голова

И семивратный град в котором не родишься

Когда и так всего боишься

Зачем тебе еще права

Как тот орел картонный раздвоишься

Как эта топь по своему жива

Пребудешь.

 

Краткое содержание цикла

Вот мчится мчится колесница

Не остановится никак

Летает камень сам-дурак

Овсы с испугу колосятся

Сейчас здесь будут убивать

Единогласно или списком

Оглобли разлетятся с треском

Когда случиться убивать

А слуги будут горевать

Жалея те оглобли Слуги

Нелепые распустят слухи

Чтоб веселее было горевать

Сначала сын убьет отца

Но как бы не подозревая

Как бы уныло напевая

Столкнет с обрыва мертвеца

Потом утешит мать-вдову

Но тоже там не по фрейдистски

А по-товарищески детски

Обнимет в придорожном рву

Сквозь сон и прочую халву

Потом их дети захотят

Себе чего-нибудь немного

И вынуть ножик или пушку

Их вера им не запретит

Как брата брат побрив макушку

Они друг другу сократят

А в пункте А случится взрыв

Негодованья и отваги

Напялив каску из бумаги

Вспорхнет герой всегда готов

Занять пустующие дроги

И скотный трон и псарню и альков

И отделив добро от брака

От грека грека отделив

Собакам бросит горделив

Излишний труп который час однако?

Час от часу Потея впрок

Межу пропашет просветитель

Летите голуби летите

Труби трубач алей восток

Потом безумная босячка

По-христиански рассудив

Останки закопает в кочку

Обштопав стражу и ментов

Но это вялый рецидив

Её свинтят как дважды восемь

В семейный упакуют склеп

Она удавится Без карточек на хлеб

Без пенсии и современных песен

И будет тесен миру мир

И взор Создателя капризен

И весь сюжет изжеван и безвкусен

Застынет как тягучий вар

Комар прославится трудом

И мышь совою поклянется

И вор починит колесницу

И снег пойдет по проводам


Призрак (монолог Эдипа)

Я немного старый чтобы выпить

И немного трезвый чтоб колоться

Здесь так много окон или это лица

У меня отшибло только память

Я в опале Или во поле Не помню

Я законный брат своим сынам законным

Здесь так много окон Черные на черном

Словно лица Или это камни

Тут пришли какие-то хлопочут

Говорят Айда на баррикады

Фарисейство, мол И сумрак ночи

Не пойду ребята Гадом буду

Ухмыляются Мол будешь будешь гадом

Ухмыляются поглаживают китель

Кони их пощипывают травку

Убери ты к черту монтировку

Я тебе не первый заместитель

Я немного мертвый чтоб бодаться

И немного слеп для красной тряпки

У меня в ушах немного гвозди

И одна нога чуть-чуть в колодце

Я ни за кого не голосую

Я живу в лесу и ем каштаны

Не спасут меня родные стены

Если даже я их не спасаю

Я всего лишь царь И мне не отвертеться

Мне давить вино повапленной рукою

И махать кровавым полотенцем

Из одном античности в другую

Я ни за кого не голосую

Только это тоже не спасает

 

Осада Фив

(битва Этеокла и Полиника)

- Привет, старик.

- Что у тебя в руке

- Да так, валялось на дороге. Но, не балуй.

Окороти-ка, слышь, своих амбалов

Давай вперед поговорим на ветерке

- Давай.

    - Что дома?

    - Я не знаю где твой дом

    - Не знаешь? Блин. (Короткий выпад слева)

    - Ах, так. Дешевой славы захотел, шалава.

Стань здесь. (Становятся в позицию один.

Становятся. Садятся. Встают из-за стола.

На мрамор сыплют пепел)

Что? Замохал?

Давно ты, парень, братской помощи не нюхал

Из арамейского котла

Давно в твоем краю бесплатное метро,

Как крыса по тебе не пробегало.

И ведомость хозяйственного мыла

Не плавала в бачке, как видимость утрат.

Пора, мой друг, пора!

И так мы дали фору.

(Дерутся. Курят. Опрокидывают трамвай)

- Что? Изувечил? Не переживай

Тебя же похоронят под фанфары.

Причешут, склеят. Будешь, как живой.

Причешут, склеят. Если мухи не склюют,

Со мною спутав

- Есть еще вопросы? (Вопросов нет

Есть дротики, обрезы. Есть даже пулемет).

Дерутся. Поворот, укол, захваты, пассы,

И новый поворот.

Шесть городских ворот глядят на алтари.

Тепло от клюквы, хлюпающей в латах.

Шесть городских ворот в кишках и амулетах

И только на седьмых – державная заря.

И только на седьмых – вне знаков и систем, -

Державная заря. Условная, как знамя.

Дерутся. Умирают. Дергают ногами.

Встают. Расходятся задами

По внутренним покоям и скитам)

- Прости, старик. Что можем мы в сравненье с

Тем, что могут с нами…


 

Допрос

Антигона девочка с приветом

Что ты замышляешь под гребенкой

Кто тебя ушиб бетонной стенкой

Ты же кончишь даже не стойбатом

Что ты так вцепилась в эту падаль

Гром небесный выгляни в окошко

Всюду праздник белые рубашки

Унтер-цезарь шпарит по бумажке

Умники его стоят поодаль

Над его врагом стоят вороны

Он не будет нынче похоронен

Он не будет слышишь Антигона

Ну и вонь Закройте что ли рамы

Может быть ты просто идиотка

Кто же ходит поперек трамплина

Камикадзе Скомканная ватка

В горле триумфального тромбона

Антигона посмотри на Дядю

У него же лапы как у быдла

Антигона У него же когти

У него же дети слышишь падло

Пожалей ты старого болвана

Что о нем подумают потомки

Кардиналы Фюреры Генсеки

Антигона У него же танки

Ты бухая дщерь кровосмешенья

Тани Лариной и Зои-партизанки

У тебя же лопнет селезенка

Стоит им начать свое шуршанье

У тебя же ухо в рот поедет

Как они свои откроют сейфы

Антигона Нет такого кайфа

На какой у них мозгов не хватит

Или ты не знаешь гороскопа

Вспомни Боги потакают Эпигонам

Гуннам конокрадам и легавым

Или ты ослепла с недосыпа

Ну очнись же Братец твой подонок

А жених не курица – ни яйца

Будь они из Фив или с Лубянок

Ахинейцы это Ахинейцы

Деточка А может ты стукачка

Шустрая Лаврушкина подружка

Биогормональная ловушка

И гребешь себе по безналичке

Или ты никак с иглы не спрыгнешь

Или что не сходиться по Фрейду

У тебя в башке какой-то клавиш

Западает Хочешь сигарету?

Ну подумай на кого ты тянешь

Хахали твои отвоевались

Скурвились дружки А может вышли в люди

Кто в Пелопонес Кто в мегаполис

Кто опричь Да то ли еще будет

Антигона В мире антиномий

В мире верблюжатины и СПИДа

В фокусе общественного бреда

В мире книг животных и спецмнений

Кто ты Антиголубь Антимира

Или диссидентская химера

В ракурсе Софокла и афгана

В темноте в отчаянье в тщете

Во главе и в ГУМе в фонтана

Со щитом ты или на щите

Антигона кто ты Антигона

 

Колыбельная

(ночь после допроса)

Сегодня опять ничего не будет смирись

Когда подойдет к бегущей груди вода

Когда упадут в кипящую медь пруды

Опять не подымется легкий дымок здесь

Ты будешь собою когда позовут встань

Ты будешь женою когда повелят ляг

Ты будешь слюною когда зашипят плюнь

Ты будешь звездою когда упадет снег

Далекой звездою упавшей в пустой снег

Какой-то паршивец какой-то срамной гном

Играет на розгах когда ты идешь в храм

И бродят собаки вдоль черных слепых стен

Ты знаешь что нет ничего за чертой там

Ты вспомнишь об этом когда позовут встань

Ты забудешь об этом когда повелят ляг

Ты вздрогнешь читая об этом в глазах рабынь

Ты эхом ответишь далекой звезде ы-ы-ыииииииинььь

Далекой звезде упавшей в пустой снег

P.S. В наборе банальностей есть вековой смысл

В молчании зрителей зреет дверной скип

В дрожании зеркала жив горловой спазм

Но мало искусства в игре выхлопных труб

Но мало искусства и это дурной знак

P.S.S. В палатке у озера есть надувной круг.

 

Поход эпигонов*

*Эпигон (букв.) – рожденный после

Рожденный после

Ломать не строит

Нас бросала молодость

Под лежачий камень

Нас водила молодость

Строем по нужде

Величала молодость

Корешки вершками

И желала счастья нам

В далекой Кулунде

Научила уступать

Старшим лейтенантам

Мерить сантиметрами

Площадь потолка

И локатором ловить

Голос континента

И глушить без просыпа

И писать в ЦК

Нас имела молодость

На колесах чертовых

Нас манила молодость

Словно грудь четвертого

Трудовым почином

Починили нас

Целиной – сучаном

Исцелили нас

Чтобы не глядели мы

Словно волки в лес

Чтобы мы не вздумали

Отойти от масс

Физики и шизики

Медики и педики

Чижики и пыжики

Тузы и короли

Самовары-чайники

Граждане-начальники

Чукчи и арцахи

Псы и патрули

Берегите молодость

От дурного сглаза

На дубовой вешалке

В номерном шкафу

Чтобы не пристала к ней

Чуждая зараза

Чтобы не пришили к ней

Пункт или графу

Берегите молодость –

Ивушку зеленою

Над рекой склоненную

Под-воду концы

Берегите принципы

Орешки каленые

Фигушки карманные

Талоны и шприцы

Шитому и крытому

Досыта не битому

Шептуну горбатому

Крестному отцу

Всем потрафит молодость

Наша душка-молодость

Наша пышка-молодость

Наша гоп – цаца

Вся она как стеклышко

От шнурка до колышка

Всем она под горлышко

Всем она к лицу

Спим как победители

Бдим как победители

Нам как победителям

Все плывет само

С нами наша молодость

Наша комсомолодость

Вечная как молодость

Прочная как чмо

 

Референдум

Говорил Педераст Антиквару

Говорил Антиох Кантемиру

Говорил Одиссей Телемаку

Говорил Йес-ит-из Невер-мору

Говорил МНС Инженеру

И Пегас коню говорил Телемост

Прямо в морду

Ты конек говорит Подзаборный

Перворвотный мой сын миру-мирный

Ты лети напрямки выше хляби-реки

От Бараньего рога до Курской дуги

С пересадкой на Курской товарной

Говорил Корифей предрекая

Примиренье Эдипа и Лая

Говорила Сивилла Икая

Чек не в винный отдел выбивая

О крестовом походе без крестов и вериг

О походе крестовых шестерок

В престольный кабак

О кровосмешенье рек

Говорил Пантократор а может быть рёк

Ты лети Мой конек Байконурный

Между красной икрою и черной

Между черною былью и Красной Москвой

И покуда не станешь травою морской

И покуда не глянешь в проем воровской

Между кованной грудью и тенью эфирной

Покуда не выпьешь имбирной

На заплеванной станции Вечный Покой

НЕ КАСАЙСЯ НАС ГОСПОДИ СВЕТЛОЙ РУКОЙ


Текст из архива L, набор - Хлорка


 

Я просто буду рядом


Нина Искренко (1951 - 1995) - один из самых ярких поэтов московской новой волны, вошедшей в отечественную литературу в середине восьмидесятых.

Ее столь ранняя и мучительная смерть заставляет иначе посмотреть на завершенную и обретающую новое измерение судьбу поэта, как-то сразу шагнувшего из жизни в историю.

Если некий досужий литературовед соберется однажды написать биографию Нины Искренко, жизнь ее легко впишется в хрестоматийную схему "Судьба поэта в России": трагическая, короткая, яркая.

Часть I. Годы чтений на московских кухнях, в знаменитом семинаре Ковальджи, в полуподвальных студиях и андеграундных мастерских, цензура и никакой надежды на публикацию хотя бы одной строки.

Часть II. Нина Искренко вместе со всеми "гражданами ночи", как нас любили тогда называть, - Иваном Ждановым, Юрием Арабовым, Александром Еременко, Игорем Иртеньевым, Дмитрием Приговым, Алексеем Парщиковым, Марком Шатуновским, Львом Рубинштейном, Владимиром Друком, etc. - выходит на сцену поэтических вечеров, стихи Нины публикуются в Москве, Париже, Смоленске, Сан-Франциско, Иванове, Иерусалиме, Ростове, Намюре, Новосибирске, еще Бог знает где, даже в Австралии.

Но - вечное непонимание и разлад с читателем, слушателем, неизменные записки из зала: "Вы думаете, что это поэзия?!", небрежение и невнимание критики, отставшей, как ей и положено, от развити литературы лет на 20 - 30...

Наконец, часть III. Некрологи в газетах и журналах, череда посмертных вечеров, воспоминаний и публикаций, в ряду которых и эта...

Все так и было. Но и все было иначе.

В Нине Искренко, маленькой, легкой, грациозной, взъерошенной, жила немереная внутренняя сила - пружина? шило? винт? талант? - которая раскручивала пространство, вовлекая всех и вся вокруг.

Нина прожила счастливую жизнь, потому что ощущение счасть было в ней самой.

Она всегда была готова к празднику, могла устроить праздник из ничего.

Она затевала литературные акции невесть где, в совершенно безумных местах - на кольцевой линии метро, в очереди в свежеоткрытый "Макдональдс", среди птеродактилических скелетов палеонтологического музея, в электричке Москва - Петушки, на катке Патриарших прудов.

Быть может, это был праздник вопреки, праздник во что бы то ни стало, он не всегда удавался, иногда казался нелепым и недостаточно праздничным не только зачуханным и хмурым пассажирам электрички, но и друзьям-поэтам, но Нина ушла - праздника не стало.

Нина Искренко выламывалась из всех рамок, с редкой грацией и свободой мешала в стихах трамвайную лексику с библейской, она отстаивала право на ошибку, сбивала ритм, теряла рифмы и знаки препинания, писала поперек и по диагонали, оставляла пробелы, зачеркивания, оговорки и проговорки, говорила на своем, только ей присущем языке.

Нина Искренко была воплощением игры, написала переведенный на все языки "Гимн полистилистике", постоянно меняла маски - на листе бумаги, на сцене, но не в жизни.

Шутя или всерьез, она любила повторять, что авангардная модель жизни художника - это нормальный дом и семья, а все эти свободные взгляды на брак и семью, литературные пьянки с мордобоем и похмельным синдромом раскаяния - тоска, классика и рутина.

В нашем интеллектуальном постмодерне оценок не дают и чувств не проявляют. Дурной тон.

Нина тоже старалась оценок не давать, но вот оставаться бесчувственной не могла.

Ее переполняло одно чувство - чувство любви.

Нина безмерно любила эту жизнь - с ее суматохой и неразберихой, любила свой дом, семью, любила друзей со всеми их стихами, женами, детьми, заморочками и прибамбасами, любила Россию, любила нелепых, нескладных, косноязычных героев и героинь своих стихов.

В ее последних тетрадях - пронзительные стихи, она писала, впадая в неслыханную простоту, отбросив свою вечную игру.

Эти тексты еще предстоит разобрать, опубликовать, и быть может - осознать и почувствовать.

<Предлагаемая подборка - не избранное Нины Искренко>

Избранность вообще не была ей свойственна, она всегда читала что-то новое, иное, не то, что ждали от нее.

Поэтому здесь помимо известных текстов - стихи, напечатанные лишь однажды в каком-нибудь экзотическом "Благонамеренном кентавре" или исчезнувших "Литературных записках", а также стихи, публикуемые впервые.

Евгений Бунимович

 

На других сайтах:

Искренко на Вавилоне

Искренко на Неофициальной поэзии

Искренко в Журнальном зале

Стихи Нины Искренко

Искренко на ФутурумАрт

Попов о Искренко

Стихи, собранные ОА