hippy.ru

  

30/8 - 5/9.2009

Ирина Герасимова

Лето. Крым. Поздин.

Харизматичный киевский музыкант черпает вдохновение у моря.

источник

Гитариста Анджея Поздина — основателя легендарной группы «Эр.Джаз» — знакомые называют «явлением природы». Можно относиться к подобной характеристике с иронией, но доля правды в ней есть. Как-то одна дама, считающая себя специалисткой по эзотерике, передала мне свою содержательную беседу с Анджеем о гармонии. По ее словам, «гармония» для Поздина — это когда он голым сидит на пляже и молча смотрит на волны. Наверное, потому и стремится Анджей в любое время года в Крым, к берегам свободной стихии, как некоторые эмигранты регулярно наносят визиты на свою бывшую родину. Вообще же, его биография — настоящий путь космополита: родился в Германии, в семье офицера, жил в Перми (потому шутливо называет себя «пермяк — соленые уши»), проходил армейскую службу в Москве, получил образование и осел в Киеве. По окончании архитектурного отделения Киевского строительного техникума он участвовал в реставрации Крестовоздвиженской церкви на Подоле. Конечно же, ко всем уголкам земли, прощупанным собственными ногами, этот хиппующий паломник сохранил память сердца. Но в поисках утраченного Рая его заносит именно в Крым, природа которого служит для музыканта одним из главных источников вдохновения.

Еще в начале нашего знакомства Анджей часто повторял, что хочет жить без страданий, быть таким, как трава, деревья, животные. Похоже, музыканту удалось сохранить это жизненное кредо, хотя, надо полагать, и не без личных потерь. Но, пожалуй, именно этот медитативно созерцательный оптимизм и позиция асоциального человека помогли ему в конце 80-х годов «сколотить» группу «Эротический Джаз». Это был период, когда неофициальное искусство вышло из подполья, явив «городу и миру» последние всплески «спонтанного творчества» (по определению одного летописца украинского рока). Импровизированные концерты Анджея Поздина на дачах у друзей, на Андреевском спуске и у легендарного кафе «Стекляшка» на Крещатике сменили выступления — уже в составе «Эр.Джаза» — на площадках планетария и даже Дворца спорта. В 1988 году Анджей снял квартиру («флэт» на сленге хиппующей молодежи) на улице Челюскинцев (кстати, сейчас он живет на улице Чапаева, и по случайному совпадению оба эти адреса имеют соц-артовский оттенок). Этот «флэт», или Дом, как нежно называл его Поздин, был местом грандиозных круглосуточных посиделок. По словам Анджея, сбылась его мечта о том, чтобы музыканты и их друзья жили одной семьей. Тогда же им были написаны лучшие композиции: «Замок эльфов», «Музыка чувственных улиц», «Странники».

В советское время свободный художник был больше, чем художник. Он был еще и мифом о самом себе. Возможно, ни одно из «советских» поколений не было так одержимо стремлением к своеобычности, как молодая генерация конца 1970—1980-х годов. Эта тяга к непохожести-ни-на-кого подчеркивалась в одежде, лексике, манере держаться. На фото середины 80-х Анджей выглядит этаким лихим мотоциклистом — стилягой в черных очках с разбросанными по плечам волосами. Позже байкерская мощь сменилась субтильной легкостью бродячего музыканта, любовно перебирающего струны на теле гитары. Так наш герой примерял на себя разные маски, работал на создание имиджа. Постепенно о музыканте стали ходить слухи: якобы он вегетарианец, не пьет вина и не встречается с женщинами, с 13 лет увлекается нудизмом, а свою первую гитару случайно нашел на пляже. Эти слухи — отчасти правдивые — способствовали созданию и расширению аудитории группы. «Плохие дети» и потрепанные жизнью художники, восторженные барышни-поклонницы и юные неофиты от искусства, то есть тогдашняя богема, как пчелы на мед, слетались на концерты «Эр.Джаза». Гитариста Анджея Поздина и флейтиста и клавишника Алексея Александрова — худых, длинноволосых и бородатых, в одинаковых черных высоких шляпах — называли братьями и эльфами. Едва переступив порог столичных кофеен, они тут же оказывались в центре событий.

«Эр.Джаз» снискал признание в период расцвета рок-движения, но, в общем, стоял особняком от других групп конца 80-х. Главными источниками вдохновения и подражания музыкантов служили мелодии древних кельтов, восточные медитации, стиль кантри. Но композиции эрджазовцев не реконструируют уже известную музыку, а, скорее, воплощают наше о ней представление. «Стиль музыки зависит от оркестровки, — комментирует Анджей Поздин. — Обычно я придумываю музыкальные темы, а далее следуют импровизации и аранжировки».

В 1989—1991 годах группа «Эр.Джаз» дала концерты в Одессе, Крыму, Прибалтике; выступила на открытии первых эротических выставок в Киеве и Москве, на различных фестивалях: уличных театров в Петербурге, «Дикие поля» в Кракове, современной этнической и джазовой музыки в Будапеште; гастролировала в Париже. Но когда показалось, что ее популярность набирает стремительные обороты, коллектив внезапно распался. Из «Эр.Джаза» ушло несколько музыкантов, в том числе и Поздин, а новый состав, назвавшийся «Er.J.Orchestra», возглавил Алексей Александров. В середине 90-х эта группа записала альбом «Габриэлиус». Анджей Поздин тем временем пустился в свободное плавание, и даже играл «на шляпу» в городах Германии, вполне утолив свое призвание бродячего музыканта...

Так продолжалось до 2001 года, когда основатели группы доказали, что можно дважды вступить в одну и ту же воду: Анджей Поздин и ударник Николай Дубинин вернулись в свою музыкальную семью. Для создания нового проекта «Er.J.Orchestra» были привлечены музыканты разных поколений: блестящий гитарист Александр Умрилов, скрипач-виртуоз, «коренной» эрджазовец Виктор Крисько, колоритный перкуссионист Олег Доктор Кобцев и др. Итог: два незабываемых концерта группы в планетарии и запись альбома «On the hill again» («Снова на холме»). Увы, 2002 год повторил события 1992-го: после многочисленных размолвок с коллегами Анджей Поздин и Николай Дубинин снова покинули группу. Последний альбом «Er.J.Orchestra» — «Единорог» — был записан в прошлом году без их участия.

Но жизнь продолжается. Очередной виток творчества Анджея Поздина связан с оживлением клубной жизни столицы. Уверенно осваивая подмостки ночных и чайных клубов, кафе и развлекательных центров, Анджей Поздин регулярно выступает в Киеве — то в клубе «Магма», то в кафе «Квартира Бабуина». На этих камерных выступлениях словно заново вспыхивает огонь, зажженный в 80-е последними романтиками, эльфами и менестрелями, согревая душу их старым «фанам» и привлекая новых поклонников. Даром, что находки музыкантов-одиночек тех лет ныне разграблены и растиражированы продвинутыми и раскрученными группами и исполнителями. Для тех, кто имел счастье разделить судьбу музыкантов в годы их первоначальных поисков, причастность к их братству оказалась неоценимым опытом. Ведь бывает, что музыкант тоже становится чьей-то музой. Свидетельством чему и этот текст.

15-21 июня 2001 года

Сергей Волохов

Мы из эротического джаза

Есть ли в Украине культовый оркестр? Есть. Это «Оркестр эротического джаза». Эта музыкальная формация не выходила во всей своей красе на подмостки десять лет. И тем не менее на концерте, посвященном возвращению «Эр. Джей. Оркестра» на сцену, был аншлаг. При символической рекламе.

Представление «Снова на холме» проходило в малопригодном для традиционных концертов помещении — в столичном планетарии. Думаете, на безрыбье, из-за невозможности арендовать более подходящий зал «Оркестр» занесло под купол? На самом деле более удобной площадки для выступления коллектива не сыскать.

В зале собрались старые или бывшие хиппи. Кто-то захватил с собой детей. Они, в отличие от родителей, еще никогда не видели «Эротик джаз». Тридцатилетние мамы и папы не боятся брать чад на выступление коллектива с подозрительным названием. Они знают: на сцене не появятся голых девиц и не прозвучат скабрезные тексты. Текстов не будет вообще. Только музыка, слившаяся воедино с завораживающим, уводящим от суеты, зрелищем.

Произойдет демонстрация в отдельно взятой точке Вселенной гармонии мира. В креслах сидят сегодняшние знаменитости. Зачем далеко смотреть? Слева от меня — Лилия Пустовит — самый прогрессивный в стране и самый востребованный за границей дизайнер одежды. Ее модели полны этнических мотивов и эстетики хиппи. Справа — Фома — солист рок-группы «Мандры», использующий украинский фольклор. Ведущий концерта, известный джазовый критик Алексей Коган называет «Эр. Джей. Оркестра» «мыслящим музыкальным меньшинством». Он не скупится на дифирамбы, «Эр. Джаз» — его любимый коллектив, хотя к джазу имеет отношение только название этой необычной группы. С этим полностью соглашается и выражает готовность именовать свое творчество понятием «world music», что значит «музыка мира», лидер и автор практически всех композиций «Эр. Джей. Оркестра» Анджей Поздин. С бородой и длинными волосами, в бархатном берете с перьями и с акустической гитарой в руках он похож на средневекового менестреля.

Наряду с традиционными электрогитарой, басом, барабанами, роялем в руках и под руками еще дюжины музыкантов «Оркестра» скрипка, индийский ситар, старинная лира, средневековый духовой инструмент цинк, ксилофон и масса перкуссии — бонги, маракасы, погремушки. Какую же музыку извлекает ансамбль из этих инструментов? Современную? Старинную? Скорее, музыку вне времени и без пространственной привязки. Здесь и мотивы Востока, и Индии, Африки, Испании. «Чайная церемония», «Священная река», «Долина Айи», «Путь на Авалон» — длинные композиции мягко перетекают одна в другую. На одну постоянно повторяющуюся гармонию нанизываются сольные партии, то уступая дорогу одна другой, то переплетаясь. Но ни скрипка, ни флейта, ни горн не играют ярко выраженную мелодию. Их партии — скорее импровизация. Привычная европейскому уху мелодика смешивается с экзотикой туземных этнических мотивов и старинных инструментов. Такая музыка способна ввести слушателя в то состояние отрешенности, которое достигается посредством медитации. Особенно если использовать в качестве катализатора какое-либо психотропное средство, что свойственно хиппи, но не «Эр. Джазу».

— Я не употребляю никаких допингов не только для вдохновения, но и вне творчества, — признается Анджей. — Не курю даже табак, не пью кофе. Только чай из трав и цветов, соки.

Музыка «Эр. Джей. Оркестра» великолепно подошла бы для сопровождения зрелища — необычного спектакля или кинофильма. Действо происходит в планетарии. Точнее — разворачивается под музыкальный аккомпанемент. Светотехника создает под куполом иллюзию сумерек. Зажигаются звезды. Всплывают созвездия и туманности. Музыка доносится то ли от горящего далеко на воображаемой опушке костра, то ли из глубин космоса. Наступает рассвет, и зал взрывается аплодисментами. Следующие композиции звучат в унисон фильму «Блаженные острова». Его автор, седовласый бородач Александр Дирдовский, являясь участником «Оркестра», смонтировал кадры, снятые им в Венеции и в украинском селе Вилково, построенном в плавнях. Последние композиции звучат под проецирующиеся на сводах слайды Дирдовского, под снятыми им кронами деревьев и куполами церквей. Подобное зрелище публика могла видеть 12 лет назад. Тогда Дирдовский пригласил в планетарий необычных музыкантов якобы для озвучивания слайд-программы.

— Мы одни в свое время делали шоу. У нас танцевали на сцене девушки, но не эротические, в грубом смысле слова, танцы, Саша показывал слайды, мы зажигали свечи, курительные палочки, приглашали поэтов. Музыка сопровождала зрелище с пластикой и другими видами творческого воздействия на публику. Хотя приходилось играть в самых невероятных местах и в самых невероятных солянках. Однажды выступали в рок-концерте, организованном комсомольскими работниками. Мы впервые тогда сыграли на киевской сцене за деньги. Перед нами громыхали «металлисты». Но нам удалось ввести зал в наше состояние.

Музыканты «Эр. Джей. Оркестра» играют и в других коллективах. Но вместе они не собирались в течение 10 лет. Однако в конце 80-х за три-четыре года успели завоевать сердца любителей экзотики. Причем не только в Украине. «Эротик Джаз» объездил всю Европу. Группа образовалась на базе натуральной хипповской коммуны, в которую превратил свою квартиру на улице Челюскинцев, нынешней Костельной, Анджей. Кому-то из будущих «эрджазовцев» негде было жить, кто-то будучи в призывном возрасте скрывался от военкомата, кто-то приходил погостить на недельку. Сам Анждей сочинял музыку и работал художником-оформителем, пока его не уволили за хипповство.

Ансамбль раскололся на пике популярности.

— Когда у меня родился ребенок, я ради семьи покинул коллектив, который создал,. Нельзя приобрести, не потеряв. Но ребенок вырос, а я разошелся с женой. И вот «Эр. Джаз» снова занял свое место. Без меня группа какое-то время существовала под предводительством моего крестного брата флейтиста Алексея Александрова. А я порой играл на презентациях художников, скульпторов. Среди них у меня много друзей. Ведь я по образованию — архитектор. Вдобавок восемь лет подряд ездил с гитарой в Германию, зарабатывал своей музыкой.

— Трезвый слушатель пребывает в растерянности: где эротика, где джаз?

— Джаз и эротика — тонкие понятия. Если джаз — это импровизация, а эротика — чувственность, то все становится на свои места. Нас упрекали в отсутствии и вибрирующих девушек на сцене, и джазовых гармоний.

— Сегодня коллектив называется «Эр. Джей. Оркестра». Но ведь до этого на афишах писали «Эр. Джаз», а еще раньше — «Эротик Джаз». Чем вызвана «шифровка» названия?

— Название «Эротик Джаз» появилось из единственной написанной мной песни. Не складываются у меня отношения со стихами! В той шуточной песне были такие слова: «Эротический я, эротический ты, эротический он, эротические вы, эротический день, эротический час, эротический мир, эротический джаз». Люблю эротику во всех ее проявлениях. (Смеется.) По сути, я основал в Киеве в конце 80-х первый нудистский пляж. Меня друзья спрашивали: где-нибудь на Днепре есть пляж для нудистов? Я отвечал: «Где я, там и нудистский пляж». А первое слово в своем названии мы сократили до буквы «эр», дабы избегать надоедливых расспросов об эротике. «Джаз» обрезали, когда поехали в Венгрию на Мишкольцский фолк-фестиваль, чтобы не провоцировать тамошнюю аудиторию. А учитывая численность состава, чем мы не оркестр?

Выживет ли необычный оркестр? «Эр. Джазу» предлагают продолжить музицирование на серьезной основе, работая по законам шоу-бизнеса с участием административной машины.

— Мастер Бо подает нам сигналы, — говорит Анджей, поднимая глаза к небу, — а мы их трансформируем. Я просто плыву по течению жизни и стараюсь не сесть на мель.

Тридцатилетние мамы и папы не боятся брать чад на выступление коллектива с подозрительным названием. Они знают: на сцене не появятся голые девицы и не прозвучат скабрезные тексты

 

 

Хиппи советской Украины