hippy.ru

 

 

Саша Здолбуновский

 

 

 

Олег Ярчук

"Дети цветов" или "жители Вселенной"

Перевел с украинского Антон, оригинальный источник - здесь

Саша Здолбунивский, Шипот

Только воистину свободный человек может жить по законам любви

Говорят, что первым хиппи на Земле был Иисус из Назарета. Эта мысль в своё время была развита в фильме "Иисус Христос - суперзвезда", вызвав большое негодование представителей христианской церкви. Но как бы там ни было, а много идей, которые исповедуют хиппи, действительно соответствуют завету Учителя. Ну а по внешнему виду "дети цветов" напоминают галилейскую общину так же, как художник Александр ФЕЩУК - патриарх ровенских хиппи - напоминает одновременно как Иоанна Крестителя, так и мифологического сатира-фавна. К сожалению, увидеть эту незаурядную личность на улицах Ровно в последнее время стало почти невозможно, поскольку после несчастного случая в Карпатах Александр очень редко оставляет своё жилище в Здолбунове.
Именно там и встретился с ним корреспондент.


"Дети цветов" или "жители Вселенной"
Александр Фещук, новый 2006 год Александр, расскажи читателям,
кто же такие хиппи и за что они борются?


Когда я изучал религиозную философию, я натолкнулся на весьма интересную мысль одного из отцов церкви Василия Великого, который делит всех людей на три класса: "земнородных", "искателей философских мыслей" и "жителей Вселенной". Первые - это те, кто копается в земле, и им некогда поднять голову и посмотреть на Солнце, на звёзды. Они ведут истинно земную жизнь: занимаются хозяйством, растят детей, и в этом их жизненная судьба. Другие - интеллектуалы, - благодаря своим поискам, находятся между небом и землёй. А третьи, особенно не заботясь о земном существовании, просто парят, как птички небесные. К этим последним и можно отнести "детей цветов" - хиппи.

В своём модерном виде движение хиппи возникло в Америке в начале 60-х годов прошлого столетия. То была молодёжная революция, и, во-первых, революция духовного плана. Молодёжь восстала против засилья материального в жизни, и нужно подчеркнуть, что в основном это были дети из зажиточных семей, с высшим образованием. Они пытались создать свой мир, чтобы доказать, что можно жить по-другому: по законам любви, а не погони за богатством. И вскоре это движение стало настолько массовым, что лишь за одно лето 1967 года на Хейт-Эшбери собралось 60 тысяч хиппи со всего мира. Это была молодёжь, заряженная идеями, главной среди которых была идея свободы. Таким образом, хиппи - это люди, стремящиеся жить собственной свободой, не посягая при этом на свободу других людей. Эта идея вытекает из религиозной мысли о том, что Бог сотворил души абсолютно свободными, значит, хиппизм - это возвращение к той свободе, что даётся человеку Богом.

А как к этому движению присоединился ты?

Всё началось с того момента, когда мои родители купили мне магнитофон, и я, по словам моего соседа, начал слушать ту "дурноватую, никому не понятную" музыку. Это было где-то в 1965 году, мне было 13 лет, и именно тогда я впервые услышал "Веаtlеs", а также "Дом восходящего солнца" - потрясную вещь в исполнении группы "Аnimals". Итак, для меня - как и для многих других - хиппизм начался с музыки. Но это была не просто музыка, это была музыка, заряжена идеей, хоть в то время понять этого я ещё, конечно, не мог. Другим источником моего вдохновения стала живопись, и тут мне очень повезло в том, что на обучение я попал в Днепропетровск. То была кузня партийных кадров: а там, где сильно давят, согласно с "принципом пружины", появляется много недовольных. И именно к таким людям я попал. Мне повезло с преподавателями, воспитавшими многих ныне известных в мире художников: Шемякина, Макаренко и других. Мне повезло и с друзьями, - чего стоит лишь прекрасный днепропетровский гитарист Александр Любченко. А главное, что именно тогда я прилучился к идее, которая вобрала в себя всё лучшее, произведённое человечеством - к идее хиппизма.

Революция сексуальная и психоделическая

Но каждая вещь имеет и негативную сторону. В идеях хиппи много сетований вызывают, например, такие понятия, как "free love" ("свободная любовь"), или склонность к наркотикам.

Относительно "free love" стоит вспомнить фрагмент фильма "Revolution". На нудистском пляже молодая красивая женщина, отвечая на вопрос журналистов, говорит: "Идея "свободной любви" вовсе не означает, что я должна отдаваться всем, кто меня пожелает. "free love" - это свобода как для мужчины, так и для женщины в выборе объекта любви". Я убеждён, что это вполне правильная мысль, другое дело, что она шла вразрез с существующей общественной моралью, потому что каждая революция требует свержения стереотипов.
картина Саши Здолбунивского

Относительно наркотиков вопрос несколько сложнее. Психоделическая революция, как это можно увидеть у Тимоти Лира, Карлоса Кастанеды, и даже у Бодлера с Рембо, прежде всего была направлена на расширение сознания человека. Наркотики были стимулом для творчества, выходом за грань обыденного сознания. У Джимми Хендрикса есть знаменитая вещь "Rainbow bridge" - своей музыкой он пытался создать "радужный мост", по какому можно взойти с земли на небо. Но за всё приходится платить, и многие не выдерживали перегрузок, без чего невозможен любой эксперимент. Впрочем, человека трудно заставить делать то, чего он не желает, а наркотики или алкоголь никому силой не навязывались. Человек сам делает свой выбор. И если он не видит других путей для реализации, то впадает в наркоманию или пьянство. Я, например, не стал ни наркоманом, ни алкоголиком.

"Демон поверженный"

розы, которые вырастил Саша Но беда тебя настигла в другом месте: я имею ввиду то неудачное падение
c 20-метровой скалы в Карпатах.
Что привело к этому несчастному случаю?


Прежде всего, моя склонность к риску. Это было на Шипоте. Рано утром, когда ещё не сошёл туман, мы пошли посмотреть на очень красивый водопад, чтобы сделать несколько снимков. Любуясь природой, я начал наблюдать за маленькими птичками, и вдруг сквозь туман увидел цветок, что рос на скале. Когда я ближе, смотрю: листья папоротника. Значит, цветёт цветок папоротника!.. И мы захотели его снять. Вот был бы кадр! Я решил перебраться на другую сторону водопада, поближе к цветку. И начал спускаться по отвесной скале 29-метровой высоты, надеясь лишь на цепкость своих пальцев.

Вдруг в какой-то момент я остановился. Какая-то сила заставила меня оглянуться. Тогда я понял, что зашёл очень далеко, что подстраховки нет никакой, никаких корней, и я держусь за воздух и надеюсь только на то, что у меня есть крылья. Нужно было собраться с силами и возвращаться назад. Но я пошёл вперёд, не смотря на предупреждение свыше - и в этом было моё богоборчество. Потом, в больнице, моя троюродная сестра сказала: "Бог тебя наказал и помиловал". Но я понял, что Бог никого не наказывает, мы сами наказываем себя, а Бог только милует... Итак, я упал с высоты в 20 метров. Я успел сделать сальто, прикрыл голову руками, чтобы смягчить удар. Но покалечился всё ж таки капитально, и в ровенскую больницу меня привезли буквально по частям. Но главное, что голова осталась целой... Что больше всего запомнилось, то это момент падения: тогда я сверху увидел себя, - лежащего внизу. Я ещё подумал: как некрасиво я лежу.
Это напомнило мне картину Врубеля "Демон поверженный".

Кажется, этот случай, а особенно твоё отношение к нему наглядно доказывает, что ты принадлежишь именно к тем, кого Василий Великий называет "жителями Вселенной", которые парят, как птички небесные...

B этом и заключается предназначение хиппи и его несходство с жизнью истинно земного человека. Обращаясь к последним, Александр Блок, который, кстати, был настоящим хиппи, говорит:

Ты будешь доволен собой и женой,
Своей конституцией куцой,
А вот у поэта - всемирный запой,
И мало ему конституций!
Пускай я умру под забором, как пёс,
Пусть жизнь меня в землю втоптала, -
Я верю: то Бог меня снегом занёс,
То вьюга меня целовала.