hippy.ru

 

Страница Насти

 

2007

Анастасия Кандудина

Быть девочкой Миядзаки

Я не люблю слова «моральность». От него попахивает насилием. Мне очень не хотелось использовать его в статье, которая затрагивает тему японской мультипликации. И я сдержусь. Потому что я не собираюсь писать обо всем огромном явлении мультфильмов «не совсем для детей», и в то же время я очень не хочу напяливать на себя обличье учительницы и наставницы, которая станет осуждать сомнительную лояльность массовой культуры, попрание этических принципов и границы приличия…

Потому что я хочу рассказать совсем о другом. А именно об одном исключительном и уникальном  в своем роде явлении в рамках весьма обширного и разнообразного жанра аниме (от англ. animation – так называют японскую мультипликацию). Я хочу рассказать о любви, человечности и милосердии, которые я снова и снова открываю для себя в мультфильмах замечательного японского автора – Хаяо Миядзаки. 

Рожденный в 1941 году Хаяо Миядзаки уже будучи ребенком с трепетом относился к ужасам разрушений и войны, свидетелем которых стал поневоле. Возможно, именно эти переживания повлияли на исключительный гуманизм и обеспокоенность будущим общества, которые так или иначе проявляются во всех его фильмах.

Уже в начале своей карьеры в студии мультипликации этот выдающийся художник стал идти против течения в создании японской манги (мультфильмов на основе комиксов), стараясь адаптировать их для детей, избегая сцен насилия и эротики, являвшихся неотъемлемой частью продукции этого жанра. И уже вскоре его собственный стиль стал узнаваться, раскрыв  яркую индивидуальность замечательного  мультипликатора, режиссера и продюсера Хаяо Миядзаки.

Первым  примером такой выдающейся индивидуальной работы Миядзаки стал полнометражный мультфильм «Наусика из долины ветров», трогательная эпопея о гибнущем мире, который спасает одна маленькая девочка благодаря своей доброте и самоотверженности. 

Герои фильмов Миядзаки это чаще всего именно маленькие девочки. Беззащитные и хрупкие создания, которым приходится совершать серьезные подвиги. Как сказал сам автор в одном интервью – «Если я снимаю фильмы для детей, то разве можно делать главным героем брутального дядьку?». 

Сегодня фамилия Миядзаки стала отдельной торговой маркой и более того уникальным по стилистике жанром, мультфильмы «Наш сосед Тоторо», «Ведьмина служба доставки», «Порко Россо», «Принцесса Мононокэ» и кульминационный фильм «Унесенные призраками», за который Миядзаки получил «Оскар» - различны по тематике и стилям, но их объединяет одно – доброта и любовь по отношению к окружающему миру, трогательные героини, любящие самоотверженно и совершающие великие поступки.  Героиня Миядзаки – это на первый взгляд слабая и беспомощная девочка, встающая перед непосильными задачами или потусторонней реальностью, правила игры в которой приходится изучать буквально на ходу. Порой она плачет от беспомощности и страха, но при этом никогда не отчаивается, всегда продолжает действовать, пытаться спасти своих близких, даже когда они сами отворачиваются и уже не просят о помощи.

Когда я впервые познакомилась с творчеством Миядзаки, я была просто заворожена этой добротой, лучащейся из его фильмов и его героев. И в то время частенько в ситуациях, когда жизнь ставила передо мной тяжелые, на первый взгляд непосильные задачи, я про себя задумывалась: «а как поступила бы я, будь я девочкой из фильма Миядзаки?...» Ведь она не стала бы скандалить, упираться, тянуть «одеяло» на себя… И тогда я смирялась, успокаивалась и снова и снова училась жить не для себя, а для других. Вот почему я захотела написать эту статью. Потому что этот автор учил меня быть христианкой, хотя в его послании не было ни одного прямого упоминания о Боге или Христианстве (да и откуда им взяться в фантастических сказочных мирах?..).  Но когда мне кажется, что святой мне стать не мыслимо, я мысленно прошу «Помоги мне хотя бы просто быть девочкой Миядзаки».