Екатерина Черний

Дорога сердца

"Царство моё не от
мира сего", - сказал Рабби
Стефан Гейм "Агасфер"

Я вижу их в кругу света на фоне темноты. Там внутри свой мир, застывший запечатленным временем в "крылатых 60-х - волосатых 70-х". Излучения опознанной свободы лучиками расходятся от очага по всему миру, напоминая о себе, ставя иглу на черную гладь винила снова и снова. Едва ли вы сейчас встретите виртуозов "аска" в чистом виде. Настоящие хиппи, Те Самые, остались в том кругу - умерли молодыми или стали яппи. Но есть что-то понятное и заманчивое в той энергетике и эстетике для современников. Наследие "детей цветов" я слышу в чей-то музыке. Я вижу Солнце.

"Let the sunshine in", - подобно индейским вождям взывали к солнечному свету и свободе "дети весны". Хиппи отказывались признавать себя отпрысками войны, что в мещанской реальности вылилось в попытку вырваться из четырех стен квадрата родительских добродетелей: Повседневности, Денег, Расчета и Конформизма.

Реальность кусалась, отпугивая ограничениями. Острыми углами льда впивалось лицемерие и равнодушие. Они просто решили сделать по-своему. Журналисты прозвали их "хиппи" - раздосадованные (от "hip" - "hipochondria" - ипохондрия - угнетенное состояние).

Десятки тысяч парней и девчонок просто провозгласили о наступлении новой эры - Эры Любви и начали жить по-своему. И тогда они собрали легкую поклажу и ушли из общества. Налегке?

Они взяли с собой литературу битников, с их протестом и лирикой. Они взяли с собой свою музыку, её раскачивающий ритм и свободу. Дорога их лежала в царство нематериальных ценностей.

Если вас также как и меня на уроках музыки в школе заставляли слушать мелодии, исключительно сидя прямо по струнке, сложа руки на коленях, вы знаете цену музыки. Появлялось дикое желание сбежать с уроков за пределы цитадели сковывающих, узких парт и дисциплины, и устроить себе праздник.

Развернуться лицом к движущейся массе торопящихся на работу людей в подземелье метро, замереть в этой минуте, пропустить мешанину из портфелей-дипломатов, каблуков и сонных лиц и пойти в другую сторону.

Позвать друзей, одеть все самое яркое и уйти на природу. Устроить пикник на холме, безмятежно наблюдая за суетой города с высоты. Или послушать музыку на открытом пространстве фестиваля. Как в ваших глазах выглядит подобный побег? Смелость или безрассудство? Ответьте, не раздумывая, как просят все психологи на тестах.

Хиппи отказывались от логики объективного, линейного времени, так скажем - расписания своей собственной жизни. Самым ценным было погружение в самодостаточное "теперь". Например, если девушке-хиппи удобно играть на рояле, сидя лишь в мужском белье, а уже в следующую минуту палитра её внутреннего душевного состояния наполняется новым цветом, то она прервет игру, уйдет и переоденется в юбку с этническим орнаментом.

Постоянно меняется настроение, нет привязанности, поэтому хиппи с легкостью расставались даже с самым теплым жильем и продолжали странствовать как перекати-поле. Вцепиться за что-то или за кого-то, будучи одурманенным собственничеством - это не про них.

В этом есть что-то от ощущений, когда учишься плавать или кататься на велике. В один прекрасный момент тебя уже не поддерживают, ты можешь сам. Соответственно ни ревности, ни зависти, с вытекающими последствиями (free-love). Не загадывали далеко вперед, а жили сегодняшним днем. А кто рискнет угадать, что случиться в следующее мгновение? Я пас!

Вообще, складывается впечатление, что хиппи жили в своем сказочном мире. Ну, с чем это можно сравнить? Вот, например, если вы запели на кухне за мытьем посуды и увлеклись пением, то занятие это может затянуться; то есть время для вас развивается параллельно реальности. Вы погружаетесь в экзотическую страну своей фантазии.

Вот и хиппи, в общем-то, и путешествовали по ней. И если они искали там кого-то, то разве что себя. Приключений на свою голову зарабатывали те, кому доставался не тот билет и они расширяли сознание, романтизируя наркотики. Иным путем, требующим усердия и работы над собой, было увлечение философией дзен. Занимаясь тем, что нравиться и слушая свое сердце, хиппи были полны эстетики дзен - простоты, отрешенности от внешнего мира и равнодушия к форме, стремясь к красоте духовной.

Лучшее лекарство от тоски - сделать доброе дело: отправить подруге стихи по e-mail - просто так, отдать старушке полкорзины продуктов в супермаркете или подарить феньку тем, кто вам симпатичен. Кто бы мог подумать, что звук, над произношением которого я маялась весь второй класс, даст название культовым украшениям хиппи.

Английское слово "thing" произносится у нас на русский манер, через "ф". Так и родилось название - фенька. Она - предмет одушевленный, поэтому не продается и не покупается. Её можно только подарить. У каждой феньки есть имя (почти по-индейски - "Вчерашнее Эхо", "Глаза Голубого Неба", "Теплые Ладошки"). Фенька умеет говорить, и знай вы язык цвета и символов хиппи, фенька может нарисовать личные качества хозяина. В общем, официально-опознавательный документ - паспорт - в ксивнике на шее, а феньки - удостоверение личности по хиппи на руках.

Так у супругов-хиппи могут быть феньки вместо колец, а по количеству расписных ниток на руках можно прочесть как долго их обладатель путешествовал стопом.

Радуга хиппи

Чистые цвета:
Коричневый: земля, тоска
Фиолетовый: мечты, дружба, шизофрения.
Черный: смерть, траур, мистика, очищение, отрешение, независимость.
Белый: свобода, жизнь, чистота, добро, невинность, свет.
Красный: любовь, огонь, кровь.
Желтый: солнце, вера, грусть, сумасшествие, LSD.
Зеленый: гармония, "трава", надежда.
Синий: спокойствие, The Beatles.
Голубой: надежда, небо, вода, ум, покой, безграничность.
Оранжевый: огонь, пацифизм.

Сочетания:
Красный-белый: Free Love
Желтый-зеленый-красный: раста-регги
Белый-зеленый-оранжевый: хиппи
Золотой-голубой: Золото на Голубом, Нирвана
Белый-...-черный: рождение-...-смерть
Желтый-голубой: Солнце на небе
Красный-зеленый: Strawberry Fields forever
Красный-синий: против войны

Рваный джинсоклеш, военные шинели с вышивками цветов и птиц, Волосы с хайратником на лбу прижились и в Союзе тогда еще "нерушимом". В брежневские 70-е увлечение всем "западным" ассоциировалось со свободой. Московский Стрит, питерская Казань, Прибалтика и Крым были в связке одной Системы. А это означало, что в любом городе, где есть свои люди, у путешествующего хиппи будет еда и приют, а самое главное - его встретят и поддержат друзья. Если позвонить из Питера приятелям и сообщить о проблеме, отзывчивые хиппи приедут хоть с другой улицы, хоть из другого города.

Взаимопомощь легла в основу духовно-творческого поиска советских хиппи. Читали запрещенные книжки, пробовали что-то писать и всегда делились. Но сами понимаете, какой мог быть духовный поиск в эпоху застоя, когда за вас все уже нашли - типа "коммунизм - наша идеология". Самостоятельные искания "Я" и самоориентации в мире - вы это о чем??? Как говорится, никто не должен знать о вашей ориентации, особенно вы сами. Кроме шуток, не секрет, что люди, открыто рассуждавшие и пытавшиеся что-то делать в этом направлении, нередко попадали в дурку.

Сейчас другие времена, скажите вы. Опыт жизни по-хиппи хранится в сундуке, свет из которого пробивается из прошлого. Раньше они играли на флейте обитателям зоопарка и с гордостью носили след голубки в кружочке пацифика. Сейчас нет ярковыраженного и многочисленного увлечения хиппи.

Эстетика жизни по хиппи остается на уровне мышления. То есть вы не хиппуете открыто, но придерживаетесь таких же идей и ценностей как шестидесятники. Ниже плеч растут волосы Музыканта, Писатель, отказавшись ходить на работу, колесит по миру. В "нехорошей" булгаковской квартире на Большой Садовой, 10 открыт Университет культуры хиппи. Тело человека можно поместить в клетку тюрьмы, но свободу мысли и духа - невозможно. Свобода ничему не принадлежит. Даже времени.

А я сейчас выключу компьютер и пойду спать. Завтра вставать рано - зарабатывать семье на проживание, себе на пластинки и кошке на рыбку.

Глоссарий
аск - мелкое попрошайничание, перерастающее, посредством "телег", в театр одного актёра.
битники - предшественники хиппи 60-х г.г.
фенечки - самодельные украшения из бисера, кожи, дерева, замши, ракушек, косточек плодов и т.д.
ксивник - плоский мешочек для хранения паспорта, носили на шее как огромный медальон
стоп - автостоп, перемещение на попутных автомобилях, бесплатно, разумеется
хайратник - повязочка для хайра на индейский манер, вид фенечки (из кожи, джинсы, пряжи, веревочек)
Стрит улица Горького в Москве (ныне Тверская)
Система - географически-психологическая хипповая Ойкумена.
дурка - психиатрическая клиника
пацифик антивоенный знак пацифистов

Музыка
The Beatles, the Doors, Дженис Джоплин, Led Zeppelin, Джими Хендрикс, Боб Дилан, Pink Floyd

Книги
Джек Керуак "На дороге". Цитата: "Я люблю сумасшедших, таких, которые бешено хотят жить, бешено хотят говорить, бешено хотят спастись, которые хотят иметь все сразу, которые никогда не зевают и никогда не говорят пошлостей, а всегда горят, горят, горят".
Уильям Берроуз "Голый завтрак". Цитата: "Лучший Выход это Вход"
Кен Кизи "Пролетая над гнездом кукушки"
Аллен Гинзберг "Вопль", "Кэддиш"

Кино
"Волосы", "Пролетая над гнездом кукушки" (реж. Милош Форман)
"Забриски-Пойнт", "Blow-up" (режиссер Микеланджело Антониони) "Алиса в городах" (режиссер Вим Вендерс)

Фишки
Вудсток - величайшее безумие в истории фестивалей
"Манифест Сталкера" - "... испокон веков бунтари и люди творчества не жаловали парикмахерские".
V - жест victory
"Собрание Радуги" - 4 июля 1972 года, тысяча молодых людей поднялись на Столовую гору в штате Колорадо (США), взялись за руки и стояли так целый час, не говоря ни слова. Они решили добиться мира на Земле не забастовками и демонстрациями, а молчанием и медитацией
Chelsee look - в лондонском районе Челси впервые появились мини юбки
Левши - Пол Маккартни, Джими Хендрикс


Фото из архива НАШЕго радио - Екатеринбург: НАШЕствие-2001 (фото - Петр Белоносов).