28 июня 2004

Марина БОГОМОЛОВА

Те, которых нет


.Вася без чайника
На снимке: Вася без чайника.

http://west.kaluga.ru/mol/an004.htm

«К XXI веку хиппи в нашей стране практически исчезли. Те, кто уцелел, уже не представляют собой организованного движения и никакого влияния наобщественную жизнь не оказывают... Впрочем, не исключено, что через десяток лет дети нынешних новых русских, презрев родительские джипы и дачи, отрастят волосы и уйдут в подвалы. И вырастет новое поколение хиппи, упрекающее предков в излишней буржуазности... Круг вечного возвращения» Газета «Известия», 2002 год.

 

Первое июня


Исследователи движения хиппи в СССР называют первое июня днем рождения Системы (отечественного варианта движения).


Как бы то ни было, хиппи всех поколений ежегодно встречаются в этот день на полянке в Царицыне, под древним «дубом» (сосной). Многие приходят с детьми. Купаются в царицынском пруду. Народ сидит группками. Музыканты что-то бренчат на своих гитарах. Всем весело и радостно. День защиты детей.


В 90-е годы это было что-то внутримосковское. Но в последние годы сюда стал приезжать народ из Питера, Минска, Киева и других городов.
Когда «слет» хипов в Царицыне собрался в первый раз, теперь точно трудно сказать (ага, трудно - прим. hippy.ru). В восьмидесятом уже собирались. Об этом помнят, потому что трудный был год - олимпийский. Люди с дубинками так и норовили препроводить их в
отделения милиции для выяснения личности. (Результатом такой «прогулки» могло стать знакомство с окрестностями за 101-м километром).

Одним словом, больше четверти века в первый летний день в центре царицынского лесопарка собирается длинноволосый народ, украшенный фенечками. Собирается, чтобы порадоваться лету и друг другу. Тех же эмоций нестерпимо захотелось и мне...
Мир тесен.

Особенно хипповский


Вышла из метро. Куда идти - не знаю. Не приходилось мне бывать здесь раньше. Присмотрелась к людям вокруг и решила: «Пойду за этими», оценив внешность троих парней и девушки. Через сотню метров меня, естественно, заметили. Неловкая ситуация. Надо познакомиться. «Простите, похоже, что вы знаете, куда идете? Можно с вами?» Слово за слово - завязался разговор. Один из парней представился Василием.
Единственного настоящего хиппи, с которым мне довелось познакомиться в жизни, зовут так же, вернее, почти так же - «Вася без чайника». Он из Питера. Об этом я и
сказала. И выяснилось, что мои новые знакомые только что вернулись из города на Неве, где останавливались как раз у Васи. Надо ли говорить, насколько увеличилась наша радость и ощущение тесноты мира, когда на заветной поляне мы встретили и самого Васю?

Вася без чайника


Почему без чайника? Вы думаете, потому что «без крыши», то есть «без башни», то есть «без головы»? Не угадали. В этом прозвище нет иносказательности. В нем отражен наипрямейший смысл. Сам Вася так рассказывает эту историю (по-хипповски - «телегу», длина каждой из которых, как говорит народ, измеряется километрами трассы): «Однажды в походе образовалось четыре Васи у одного костра. Мы возникли как диалектическое противоречие - одновременно определяя друг друга. Остальные были девушки - человек семь. И когда кого-то звали: «Вася!», мы все четверо говорили: «А?» Потребовалось срочно всех определить. У двоих уже имелись какие-то прозвища, а у нас с Васей с чайником - нет, но поскольку у него был с собой чайник, он стал «с чайником», а я «по умолчанию» получился «без...» Так и прижилось».

Услышала я этот рассказ еще в 97-м году, когда праздновалось 850-летие Москвы, а мне пришлось делать репортаж с этого события. Помню, приехала тогда к новому цирку на проспекте Вернадского, чтобы в срочном фото напечатать снимки, а там на парапете стоит светящийся от радости босой человек с длинными волосами, перетянутыми «хайратником», и играет на флейте. В ожидании снимков я села рядом с ним, чтобы начать писать материал. (Теперь Вася вспоминает, что в тот день у него был рекордный заработок. Все деньги он отправил переводом маме, а сам поехал в Питер «стопом»). Мне кажется, играл он минут сорок подряд. Когда остановился, мы познакомились. Я сказала, что от его игры веет Коктебелем (есть такое удивительное местечко в Крыму), а он сказал, что оттуда сейчас и добирается домой. Совпадения, совпадения... А может, притяжения? Во всяком случае, с трудом переварив грандиозно-официальную и чипсово-фейерверковую радость московских торжеств, моя душа отдыхала под голос Васиной флейты.

Флэта

«Даже у самого последнего цивила есть друзья, у которых можно переночевать, - читаем на одном из хипповских сайтов. - Важны открытые флэта (то есть квартиры - М.Б.) - где были рады любому хиппи. Такие держались недолго. Содержать флэт всегда было почетным делом, но на это решались немногие...» Вася без чайника один из таких.


В этом году он торжественно отметил десятилетие своей «вписки» (так называются дома, в которые всегда пустят на ночлег). Сам вспоминает об этом так: «Помню первый прецедент вписки: мы ночью с какими-то людьми опоздали на метро. Я потихонечку, пока все спят, провел их в свою комнату. Когда мои старики утром проснулись, то все равно уже все уходили и не было смысла ругаться. Правда, после этого полтора года никакой вписки не было. Хотя, надо сказать, моя матушка в этом отношении была очень корректная и лояльная. Даже в мое отсутствие она потом вписывала народ. Такое бывает».

Идеология


В конце 99-го года в Интернете появилось объемное произведение Крота Владивостокского «Сага о Системе». Про идеологию лучше прочитать здесь, поскольку человек много лет сам был системным хиппи, стало быть, знает, о чем говорит. Читаем: «Главной отличительной чертой движения был духовный поиск. Именно этот поиск приводил человека в Систему. Внутри движения активно циркулировала информация, касающаяся духовной проблематики: общие сведения о той или иной доктрине, религиозная и философская литература, адреса
всевозможных общин. Получив представление о различных традициях, можно было углублять свои познания в какой-либо конкретной области. Духовная отзывчивость Системы никогда не ограничивалась рамками определенной догмы (с равным уважением рассматривались все серьезные религиозные традиции и философские течения, провозглашавшие любовь между людьми). Когда человек делал свой выбор, он не был случаен. За ним стояли сравнения, размышления, личный мистический опыт.

Результатом такого духовного поиска было творчество... Духовный поиск и воздействие на общество при помощи искусства были смыслом всей системной жизни...

Внутри Системы были установлены чрезвычайно доверительные отношения между людьми... Главным принципом движения была деятельная любовь (ведь о духовности не может быть и речи, если в человеке нет любви). Любовь и дух взаимопомощи пронизывали всю идеологию Системы...»

Прочитав такое, кто-то удивится. Уж очень не вяжется все это с образом наркоманов и прочих деградировавших маргиналов, с которыми ассоциируются хиппи у многих людей (так-так... - прим. hippy.ru).

«В неповторимых исторических условиях брежневской России родилось нечто не связанное ни с социализмом, ни с коммунизмом: новая Утопия. Система не относилась ни к «совку», ни к Западу: системный хиппи жил внутри своей мечты, а попросту - НИГДЕ, в пространстве мифа. Он был НИКЕМ для мира - он был обитателем миража», - еще одна цитата из «Саги о Системе».

«Хотелось хулиганства»


Гуляя по царицынской полянке, я все выбирала, с кем бы поговорить из людей постарше. Наконец выбрала. Олегу 46 лет. Он художник. По образованию - архитектор. В Царицыно приехал со всей семьей - женой и тремя детьми. Они единомышленники. Старшая дочь, Варвара, студентка биофака МГУ, говорит, что хотела бы, чтобы те люди, которые собрались сегодня здесь, окружали ее целый год. Ей очень некомфортно жить в мире, где люди пользуются друг другом. Первый мой вопрос Олегу: почему он сегодня пришел сюда?


- По большей части потому, что захотелось молодость вспомнить.
- А с чего ваше увлечение хиппизмом началось и чем закончилось?
- Закончилось?.. Тем, что я жив-здоров, слава Богу, это уже неплохо. Слишком со многими рисками была связана моя молодость. Они очень банальны: начиная от
ОГПУ и заканчивая наркотиками.
- Через наркотики вы тоже прошли?
- По касательной, к счастью.
- Каким же было начало? Вы учились в школе - и вдруг потянуло к хиппи. Почему?
- Хотелось веселья какого-то. Унылое казенное веселье нашей средней школы мне было тошнотно. А потом, я увлекался рок-музыкой. Мне ни «Самоцветов», ни «Поющих гитар» не хватало. Хотелось чего-то погромче, понастоящее, почестнее. Вокруг были ханжество, унылая серая жизнь и испуг. Поэтому хотелось вызова. Хотелось какого-то хулиганства в хорошем смысле слова, не хотелось плыть по течению. Хотелось и поперек, и против. Вообще, пафос «против» мне очень помог в жизни.
- Вам, наверное, приходилось ездить автостопом?
- Да, несколько лет.
- На юг?
- И на север. И даже на запад, не побоюсь этого слова.

- И докуда же вы добирались?
- К сожалению, дальше Львова и Могилева невозможно было добраться. Далее начинались пожарные кордоны, в худшем случае пограничные. Многие мои знакомые ездили и в Сибирь, и в сторону Памира, в Узбекистан, Таджикистан.
- А что тянуло ехать «стопом»?
- Свобода. Захотел - остановился, вышел. Пошел в другую сторону.
- Вы отошли от хиппи, когда образовалась семья?
- Было много разных причин. И профессиональных, и мировоззренческих...
- Как поменялось мировоззрение?
- Оно стало православным.
- Система была поводом к этому?
- Мне кажется, это очень логичная цепочка: христианство органично вытекает из идей хиппи.
- А с чего начинается это поступательное движение?
- С внутренней честности.

Post scriptum


Мнение эксперта (эксперт - это зашибись!- прим. hippy.ru). Федор Рожанский - лингвист, автор словаря «Сленг хиппи»: «Хиппи дали стране немещанский взгляд на мир. Атмосферу общей доброжелательности, открывающей многие новые возможности. В советские времена это движение привлекало как некий выход из неблагоприятной социальной среды, а толкало туда желание противопоставить себя официальной общественной доктрине. В условиях тоталитарного общества это параллельное действительности сообщество заражало своей свободой от многих дурных условностей»